Татьяна Шумейко, директор по маркетингу познавательных телеканалов компании «Цифровое телевидение»: «Часто можно встретить творческих людей, не способных выживать в телекомпаниях»
Татьяна Шумейко окончила факультет экономики и права МГЛУ. В 2007-2008 годах была аналитиком в компании АНКОР. С 2009 по 2010 работала в компании Mediline сначала рекрутером, затем менеджером по проектам. С 2011 работает в структуре ВГТРК, сначала в отделе маркетинга телеканалов «Моя планета» и «Наука», а затем директором по маркетингу познавательных телеканалов в медиакомпании «Цифровое телевидение». Татьяна второй год подряд входит в список молодых медиаменеджеров России.
Татьяна, расскажите, как вы стали директором по маркетингу познавательных телеканалов? Какие каналы входят в пул, которым занимаетесь вы?
Изначально я шла работать на любимый телеканал «Моя планета» на любую должность в маркетинге и рекламе. На тот момент была открыта вакансия ассистента отдела маркетинга телеканала «Моя планета», довольно скоро к нему прибавился телеканал «Наука». Через некоторое время меня повысили до менеджера, а потом наш отдел остался без директора по маркетингу. Было несколько не удержавшихся на этой должности кандидатов, и именно в тот переходный для каналов период мне удалось показать высшему руководству свой уровень ответственности и навыки управления процессами. Несмотря на то, что наш отдел остался без присмотра, мы реализовывали все запланированные и новые проекты, экономили бюджет без ущерба качеству и показывали результат. Наверное, это и послужило отправной точкой в моем становлении в качестве руководителя. А еще доверие руководства телеканалов, я до сих пор мысленно благодарю коллег за шанс проявить себя. Шли годы, развивалась и наша компания, прибавлялись телеканалы и зоны ответственности. Так я стала директором по маркетингу восьми телеканалов группы «ЦТ Познание» («Моя планета», «Живая планета», «Наука», «Т24», «Доктор», «История», «Планета HD», «Сарафан»).
В чем особенности продвижения нишевых медиа?
Специфика тематических, или нишевых, телеканалов в том, что их наполнение, как правило, подчинено определенной и достаточно узкой тематике, что в свою очередь делает это СМИ ориентированным на небольшую аудиторию. С другой стороны, как правило, ядро этой аудитории очень лояльно к бренду, если заслужить их любовь.
Какими инструментами для сбора и анализа статистики вы пользуетесь? Когда можно говорить об успешности формата?
В своей работе мы собираем аналитику по всем возможным направлениям. Это данные Mediascope и «Медиалогии», исследования среди фокус-групп, опросы по итогам проектов, просмотры, лайки, обсуждения, посещаемость оффлайн мероприятий. Все, что может дать почву для улучшения качества работы. Успешными мы считаем те проекты, которые в первую очередь приносят положительный фидбек от аудитории как по цифрам, так и по отзывам. И конечно же, если формат окупает себя благодаря спонсорству, мы тоже считаем его успешным.
Что самое сложное в вашей работе и что самое приятное?
Вообще с формированием телеканалов в группу «ЦТ Познание» и моим становлением в качестве руководителя сильно прибавилось организационной и координационной работы и убавилось творческой. Цифры, бюджеты, экономика, «штатка», летучки и так далее, но вместе с тем это был очень хороший пинок и возможность улучшить свои способности как специалиста, плюс появилась возможность общаться и сотрудничать с людьми и брендами, которыми я восхищаюсь, сформировать команду мечты, и вот мы все вместе, движимые идеей, идем вперед к новым открытиям и свершениям, познаем этот ТВ-мир, да и просто мир. Это супер!
Сколько человек в вашей команде и как распределены обязанности?
В нашем отделе за одним-двумя телеканалами закреплен бренд-менеджер, и это ключевая единица в деятельности бренда. Это мегалюди, способные одновременно выполнять всю маркетинговую работу на 360 градусов, быть связующим звеном между телеканалами и внешним миром. Они договариваются со всеми партнерами, придумывают спецпроекты и акции, пишут стратегии развития, организовывают собственные мероприятия и участие в сторонних — и это лишь короткий список. Им в помощь есть не менее важные специалисты: PR-менеджеры, которые договариваются с издательствами и пишут материалы, интервью, статьи, заметки и релизы; координатор, который помогает с документооборотом, сувениркой и мероприятиями; трафик-менеджер, который расставляет все наши рекламные кампании по группе телеканалов; штат дизайнеров и штат диджитал подразделения (SMM, редакторы сайтов, бильды). Все эти люди горят своей работой и без каждого из них проект просто встает на месте. Так что большое им всем спасибо за ответственность и вдохновение.
Есть ли дефицит каких-то специалистов? Каких и почему?
Я очень радуюсь, если удается найти в команду тех, кого я описала выше, их правда единицы на рынке. Часто можно встретить творческих людей, не способных выживать в телекомпаниях, они в них либо задыхаются, либо накапливают в ящик «потом» ту часть работы, которая не связана с творчеством, а следовательно, им неинтересна. В этом смысле мало эдаких «многостаночников», которые способны одновременно и креативить, и в то же время не забывать про формальности (документооборот, отчетность, работа к дедлайну — четко и в срок).
На что вы обращаете внимание при приеме на работу нового сотрудника? Какие личностные и профессиональные качества вы ищете в соискателях?
Пожалуй, самое главное, на что я обращаю внимание, это нравится ли человеку бренд, с которым ему придется работать. Много ли он о нем знает, совпадает ли тема с личными увлечениями человека. Также важна способность работать в режиме многозадачности, в нашем случае это не пустые слова. Если я вижу опыт работы в рекламных агентствах, да еще и с клиентами из ТВ, — я уже заинтересована, по моему опыту это хороший набор.
Источник: Работа в Краснодаре на сегодняшний день
Традиционный вопрос: какие книги или фильмы вы бы посоветовали почитать или посмотреть специалисту, работающему в маркетинге на ТВ?
Из последнего мне очень понравилась книга «Кроссфит мозга», а также «Пиши, сокращай». А вообще я считаю, что читать лучше как можно больше, и в случае с познанием набор тем практически не ограничен — научпоп, историческая тематика, книги по медицине. Чем больше знаешь, тем проще общаться, выдумывать новые вдохновляющие проекты.