SITECATALOG
О нас
КАТАЛОГ
DMOZ
Статьи
Contacts
 Admin
  ~1 минут

Независимая журналистика. Есть ли жизнь на фрилансе?

Сколько текстов в неделю нужно писать, чтобы заработать на жизнь фрилансом, как находить заказы и коммуницировать с редакторами? Наш портал поговорил с четырьмя профессионалами с совершенно разной стратегией выживания.

Какова средняя цена за материал для фрилансера и сколько их нужно делать, чтобы выживать? Издания, в которые я пишу, обычно платят рубль-два за знак. У меня была подработка, где платили меньше, но она мне нравилась. Работа была простой, так что ничего страшного — деньги важны, но если заказы приятные, то я ни от каких денег не отказываюсь. Скорее откажусь от более выгодной работы, которую, как мне кажется, именно я сделаю плохо.

Не знаю, что такое в Москве «выживать» — с одной стороны, штатным редакторам в медиа платят по 70 тысяч рублей в месяц, с другой, знаю людей, которым этой суммы едва хватает на неделю. Главное, по-моему, другое — правильно подготовиться к фрилансу. На удаленную работу нужно уходить, уже имея некоторую накопленную сумму, без долгов и кредитов, потому что гонорары не всегда поступают регулярно, или могут быть периоды простоя.

Я живу в режиме «статья в день» (исключая путешествия — перед ними я все сдаю заранее) семь дней в неделю, и все равно у меня гораздо меньше стресса, чем когда я работал пять дней в офисе, где добавлялся менеджмент и еще куча отвлекающих факторов.

Легко ли найти работу на фрилансе? Чаще это постоянное сотрудничество с одним изданием или эпизодическая работа с несколькими? Я специально работу не ищу — у меня даже резюме нет. Ни в какие группы по найму авторов объявлений не пишу, все как-то само происходит, видимо, потому что давно в этом бизнесе и меня все знают. Я тут встретил знакомую, которая сказала: «Весь фриланс достается тебе». А я считаю, что, наоборот, способен на большее. Со стороны, может быть, кажется, что у меня все прекрасно, но единственный недостаток фриланса как раз в том, что ни в чем нельзя быть уверенным — к сожалению, сейчас гонорарный фонд во многих изданиях имеет тенденцию к сокращению. При этом, кого ни послушаешь, все жалуются, что писать некому или что все пишут одинаково. Я за год фриланса потерял три постоянные подработки, зато три появились взамен. И постоянно думаешь: вот еще бы одну постоянную подработку, и будет идеальное соотношение потраченного времени и заработанных денег. Но идеала в мире нет.

Насчет постоянного и эпизодического сотрудничества — и то, и другое. Когда я уходил с офисной работы, у меня уже были три постоянные рубрики. Тут скорее дело не в регулярности сотрудничества с одним изданием, а в том, что каждому сайту, например, нужны статьи на несколько точных тем, поданных определенным образом. И я, зная, что могу неплохо написать именно в конкретное издание, иногда сам звоню и предлагаю. Пока мне никто не отказывал — наверное, потому что я сам 25 лет проработал редактором и знаю, кому что предлагать, чтобы не тратить свое и чужое время. Кстати, это самое интересное — не ждать заказов, а самому придумывать себе работу. Причем я никогда не предлагаю статью, если не уверен, что она принесет трафик. Иногда такое сотрудничество превращается в постоянное, иногда — нет, и это нормально.

Что такое хороший редактор, с вашей точки зрения? Коллега, после вмешательства которого текст становится лучше. Человек, который точно знает, какой материал ему нужен. У меня была история (к счастью, всего одна), когда мне позвонил редактор, я пытался узнать, какая именно статья нужна, он ответил: «На твое усмотрение, это авторский текст». Потом, когда я прислал статью, он не принял ее, потому что «не то». Это вообще не редактор, просто тратит мое время впустую. К счастью, это случилось только один раз, и я ничего не потерял — отдал текст в другое издание.

Источник: Работа и вакансии в Краснодаре и Краснодарском крае с хорошей зарплатой

Обычно, когда я пишу куда-то впервые, прошу редактора показать уже опубликованный текст, который он считает образцовым, чтобы сдать ему максимально приближенную к стандартам именно этого издания работу. Так и редактор тратит меньше времени, и мне понятнее, когда сажусь писать, у всех же свои требования и особенности. Когда я работал редактором, я старался не злоупотреблять временем автора — знал, что он, в отличие от меня, получает деньги не за время, а за знаки. У меня однажды был плохой редактор, который вернул мне текст с требованием поменять абзацы местами — это уже совсем глупость. С тех пор с ним не работаю, так себя вести непрофессионально. К правке своих текстов я крайне терпим — редактор априори лучше знает, что нужно изданию, поэтому я никогда не спорю. Главное — см. начало предыдущего абзаца: чтобы текст становился лучше.