Максим Виноградов, Realweb: «Если говорить про Санкт-Петербург и рынок Digital – будут востребованы специалисты с хорошими знаниями рынка дисплейной рекламы...Таких специалистов в Санкт-Петербурге просто нет, а в Москве единицы»
Максим Виноградов, директор по рекламе Realweb. История ИА Realweb началась в 1998 году. 1999 г. - производство сайта для пивоваренной компании «Бочкарёв» и первая рекламная кампания, которая сегодня называлась бы конверсионной. 2002г. – для турфирмы «НЕВА» Максим с командой написали новую систему по оценке и отслеживанию РК - прототип сегодняшнего «Adhands». 2003г. - контекстная реклама в тренде. Максим создает свой собственный единый интерфейс для учета всех рекламных кампаний - Adhands. 2008 г. - создание московского представительства агентства. Организация бизнес-процессов с внедрением собственной CRM-системы. Последний тренд - контекстная реклама по API, полный продукт по управлению и удержанию ставок - система по автоматизации и управлению «Гарпун». Порталу Максим ответил на вопросы о работе в Digital рекламе и о том, какие профессионалы будут востребованы в Digital в будущем.
Максим, какой факультет заканчивали Вы и какой диплом у Вашего партнера? Какое значение имеет вузовское образование на сегодняшнем рынке интернет-рекламы?
Санкт-Петербургский государственный технологический институт, специальность гуманитарная, менеджер по персоналу. Именно этот вуз и сам процесс обучения в нем сыграли очень важную роль в появлении бизнеса. Благодаря этому институту я попал на стажировку в Финляндию, познакомился с интернетом как таковым. Эта поездка натолкнула меня на мысль создания бизнеса в России. Партнер по бизнесу Василий Лазука учился вместе со мной, в той же группе. На сегодняшний день специальное образование мало востребовано на рынке труда. Я пока не вижу вузов, которые готовят такого рода специалистов, ведь рынок настолько быстро растет, имеет столь динамичную природу, что вузы просто не успевают за ним в силу своей инертности. Возможно, в будущем рынок стабилизируется на какое-то время, и учебные заведения смогут давать необходимое базовое образование. Для некоторых специальностей в сфере Digital полезно иметь математическое образование и разбираться в построении матриц. Даже специальности, больше связанные с креативом, все равно нуждаются в технических знаниях.
В 2008 году вы, питерское агентство, создали московское представительство. Была задача организации бизнес-процессов. Расскажите подробнее о том, как построена система координации и управления. Кто отвечал за «порядок» с управлением персоналом, какие трудности были самыми большими и как с ними справились?
Изначально офис появился в Питере, там сосредоточена основная часть персонала - 150 человек. Это отделы, которые производят продаваемый продукт, аналитические услуги и т.д. Мы строили структуру с офисом продаж в Москве и с офисом производства креативных концепций, переговоров с площадками по медийной составляющей в Санкт-Петербурге. Такая модель показала себя несовершенной в работе, поэтому часть сервисов, которые нужно приблизить к клиенту, мы вынесли в Москву – как медиаспециалистов, так и контекстных. Технические продукты, на базе которых работает агентство, остались централизованными и вынесенными в Санкт-Петербург. Для московских клиентов крайне важна скорость реакции, на старте мы решали проблему коммуникаций, начали появляться «грабли непонимания», связанные с особенностями рынка в Москве и Санкт-Петербурге, несмотря на то, что офисы были базово готовы к коммуникациям в большом объеме. В локальном офисе услуги можно предоставлять быстрее и знаний конкретного рынка больше, это обеспечивает необходимую скорость коммуникации для продажи продукта в Москве.
Самые востребованные профессионалы в интернет–рекламе сегодня и в ближайшие пять лет?
Если говорить про Санкт-Петербург и про рынок Digital – будут востребованы специалисты с хорошими знаниями рынка дисплейной рекламы, умеющие работать с теми технологиями, которые только появляются, и с тем инструментарием, который становится доступным. Таких специалистов в Санкт-Петербурге просто нет, а в Москве единицы. Не все аккаунт-менеджеры, которые работали в продаже и закупке, смогут работать с новыми технологиями, ведь они требуют определенных тематических знаний, умения заниматься глубокой детальной аналитикой и сегментацией, это специфичные требования к специалистам. Единственный метод - это обучение уже имеющихся специалистов новым инструментам. Те профессионалы, которые востребованы на рынке сейчас, и дальше будут в дефиците, это медиапланеры, аккаунты, специалисты по продажам. Конечно, мы говорим о тех специалистах, которые имеют необходимый багаж знаний. Дисплейная реклама стала снижать темпы роста креатива, сейчас новые технологии, по нашим ощущениям, вернут на рынок объем заказов на креатив, и эти специалисты начнут расти в цене. Конечно, будут востребованы специалисты, работающие с контентом: Яндекс начинает восполнять недостаток кадров на рынке - он открыл школу контекстной рекламы. Но, безусловно, самыми популярными специалистами в будущем будут те медийщики, которые могут оперировать инструментами digital.
Где и как лично Вы набираете людей? Какие вопросы, профессиональные и поведенческие, для Вас самые существенные?
В Санкт-Петербурге мы используем все традиционные источники поиска кандидатов: сайты о работе, поиски специалистов в вузах, стараемся всегда активно мониторить рынок. В нашем городе специфический рынок digital, крупных агентств очень мало, а специалистов высокого уровня просто нет, я имею в виду тех специалистов, которые бы работали с большими бюджетами и крупными задачами. В нашей компании очень развита система внутреннего обучения. Чаще всего профессионалы вырастают из ассистентов или из молодых специалистов, либо мы берем людей из маленьких агентств и обучаем их.
Сталкиваетесь ли с тем, что зарплатные ожидания не соответствуют реальным знаниями и опыту? Что делаете в таких случаях?
В этом случае на рынке сложилась обратная ситуация: зарплатные ожидания могут быть разбросаны, при этом специалист понимает, у нас нет выбора, но и у него он не велик: либо он идет работать в одно из крупных агентств, либо меняет локацию и ищет работу в другом городе, например, в Москве. И мы, и кандидат находимся в положении, похожим на монополию – так нам проще вести диалог, понимая, что выбор и у кандидата, и у нас ограничен, на рекламном рынке отнюдь не много предложений.
Три лучших книги, три лучших кинофильма, три лучших интернет ресурса про работу в Digital рекламе.
Кино – «Социальная сеть». Что касается книг – рынок растет, появляется множество решений – любая книга устаревает очень быстро, не существует волшебного учебника по рекламе. Профильные ресурсы действительно полезны, именно на них и можно получать информацию о событиях – Роем.ру, Cossa.ru, Silikon.ru, что-то можно найти на Sostav.ru, также полезно следить за новостными лентами Google и Yandex. Ваш портал РаботавРоссии.РФ- сегодня растет как российская база специалистов в производстве контента, но пока больше в традиционном production. Ваш интерес к перспективам Digital мне понятен.
Три совета от Вас лично - что нужно, чтобы иметь работу и сделать карьеру в Digital рекламе?
Идти в Digital сегмент имеет смысл людям, которым постоянно хочется учиться. Для тех же, кто хочет зарабатывать деньги, не прилагая особых усилий к обучению и собственному развитию, этот сегмент не подходит, они быстро отстанут от рынка. Первое, что необходимо для успешной карьеры, это самостоятельное получение базовых знаний. Дальнейшие шаги – если хочется практики, нужно идти в большое интернет-агентство, либо пытаться начать собственное дело. Самая интересная практика - это крупное агентство или крупный клиент, высокий уровень знаний можно получить только там, в процессе работы и постижения рынка.