Работа на радио в Москве и в регионе — это, как говорится, «две большие разницы». Даже если радиостанция работает под федеральным брендом, по своей сути это все равно самостоятельная организация, со своими многочисленными проблемами и заботами, в том числе кадровыми. Какие вопросы сегодня стоят для регионалов наиболее остро и болезненно? Кто приходит работать на радио в регионах? Что думают медиаруководители о перспективах своих компаний?
Чем отличается региональная радиокомпания от федеральной? Регионалы более подвижные, более гибкие в отличие от федеральных структур, где все так или иначе бюрократизировано. А на местах всегда можно делать какой-то креатив, воплощать безумные идеи, особенно, если есть собственное вещание либо достаточное количество времени. В любом случае этот концентрат креатива можно использовать в своих нуждах, в том числе коммерческих.
Какие кадровые проблемы на сегодняшний день существуют в региональных медиа, каких специалистов не хватает? Проблема есть со всеми кадрами, потому что их нигде не готовят. Если в Москве есть вузы, в которых эта тема хотя бы как-то условно развивается, и есть специалисты, то на региональном уровне их нигде не учат. Мы стараемся не брать людей с журфака, потому что у них слишком узкое, слишком форматное мышление, которое нам не нравится.
Проблема есть и с менеджерами по продажам. Нам сейчас нужны в первую очередь маркетологи, которые будут мыслить по-другому. Но у нас многие еще и линейную рекламу не научились продавать, а им уже ставят какие-то маркетинговые задачи.
Что касается ведущих, то я хочу, чтобы человек нес в эфир доброе и светлое, мне всегда хочется интеллекта. А его могут дать только люди старше 30-ти, в основном, у которых есть какой-то жизненный опыт. Но они не приходят к нам, потому что у ведущих эфира маленькая зарплата. Приходят 20-летние, люди с детскими, молодыми голосами и такими же мозгами, которые, по большому счету, не могут свободно разговаривать на свободную тему. Сейчас перспектива и тенденция — это talk-радио, об этом говорят абсолютно все эксперты. Но я не могу отдать разговорный продукт девочке 22 лет, потому что она вряд ли выстроит грамотно беседу — и с рекламодателем, и с политиком. Ей это будет очень сложно.
Большая проблема с управленцами. Здесь, помимо того, что мозг должен работать и уметь считать, нужно немножко разбираться в специфике медиа. Нет грамотных управленцев, которых на сегодняшний день можно было бы взять на работу. Есть только те, кого мы условно называем «пенсионеры», к коим я и себя отношу в том числе, потому что уже много лет работаю в этой сфере. У нас есть опыт за плечами, мы немножко понимаем в этой сфере, потому что мы начинали здесь. Сейчас молодые не разбираются и не хотят разбираться, к сожалению. Молодежь, которая приходит, говорит: «Я хочу зарплату 30 тысяч, за это я буду просто приходить, а дальше, если я вдруг буду еще и работать, вы, пожалуйста, мне доплатите еще».
Самое грустное на самом деле ждет нас лет через пять, когда действующие топ-менеджеры всех региональных медиа в России так или иначе решат уйти — либо в свой бизнес, либо на пенсию, потому что возраст подходит. Есть опасность, что у нас просто рухнет все региональное вещание. Потому что сейчас буквально всё в регионах держится на личностях директоров, топ-менеджмента. Я не знаю, кого поставить, условно, в нашем городе на мое место из молодежи. И это, наверное, сейчас главная угроза для отрасли.
Сейчас в чистом виде нет ни радио, ни телевидения, а есть некий медиапродукт, представленный во всех средах. Что сейчас должны уметь сотрудники с точки зрения функционала и квалификации? Сейчас нет журналистов, на самом деле. Региональные радиостанции — это от 12 до 20 человек максимум. Они должны уметь все — выпускать новости, делать концерт, провести акцию на улице, продавать рекламу. Эта многофункциональность сейчас как никогда популярна, за этим будущее, потому что не может сейчас человек выпускать только новости на радио, не задействовав никак другие каналы медиа.
Мои журналисты знают, как вести видеоблоги, редактировать новости, делать рерайт, они, наверное, выйдут и проведут концерт, сделают какую-то акцию в офлайне. Но вопрос в другом. Мы вырастили поколение интровертов. Они не привыкли брать ответственность ни за свои действия, ни, тем более, за других людей, в отличие от нашего поколения, которое готово вести людей за собой. Молодежь привыкла сидеть один на один с монитором, поэтому мы переходим на форматы, которые так популярны в Европе, когда есть так называемые индивидуальные медиа — я сама делаю свое радио, благо, для этого есть большое количество сайтов и возможностей, я сама формирую свой плей-лист, я сама начитываю какие-то тексты… Появляется огромное количество интернет-радиостанций, и это тоже угроза отрасли.
Конечно, традиционное радио не умрет, я в это свято верю, потому что нет никакого другого такого СМИ, которое было бы настолько близко людям и было персонализировано. Но сама эта история мультимедийности еще больше загоняет людей в рамки индивидуальности. Не каждая региональная радиостанция готова сейчас перестроиться на вещание и в онлайне, и в офлайне.
Кого Вы точно не возьмете в команду, несмотря на дефицит профессионалов? У меня это всегда происходит на уровне интуиции. Я просто вижу — сработается человек со мной или нет. За последние 4 года все, кого я брала на работу, остались в команде и действительно делают то, что хорошо для компании, и я с ними хорошо общаюсь.
Всегда видно, когда человек переигрывает. Когда слишком много болтовни. Я не смотрю резюме, неважно, на какую должность беру человека — будет это менеджер по продажам, руководитель — ну, у руководителя я посмотрю, возможно, опыт работы, — но я всегда начинаю разговаривать. По разговору понятно, что человек может, а что нет. Есть профайлинг, есть элементарная психология, которая позволяет по двум-трем вопросам, не связанным с работой, понять, нужен тебе этот человек или нет. Люди, которые переигрывают или слишком самоуверенны — очень маловероятно, что они попадут ко мне на работу.
Что можете посоветовать тем, кто только начинает свой путь в профессии, кто выбирает радийные специальности? С чего начинать? Нужно больше читать. Потому что чтение — это богатый словарный запас, которым, к сожалению, на сегодняшний день вообще не обладает молодежь. Когда самый популярный запрос за последний год в Яндексе — «сдесь или здесь?», я начинаю печалиться за профессию. Поэтому нужно читать, развивать грамотность, мировоззрение.
И самое главное — хотеть. Я ведь тоже пришла не директором, начинала с самых низов, мне это все было просто интересно. Передо мной стояла задача не денег заработать, а получить опыт. За эти 15 лет были очень серьезные перевороты, взлеты и падения, но я все равно нахожу в себе мотивацию. Никто снаружи ее не создаст. Это невозможно.
Человек добивается чего-то только тогда, когда ему это важно. Поэтому вопрос настойчивости на первом месте. Не наглости, а именно настойчивости, потому что это два разных понятия, которые, к сожалению, часто сегодня путают. Я с удовольствием этого человека позову, найду для него и место в штате, и возможность платить ему зарплату, если он будет гореть тем, что делает. Любой вменяемый топ-менеджер, особенно в регионе, с удовольствием рассмотрит интересные предложения, проекты.