Борислав Володин, генеральный директор «Техностайл Технолоджи»: «Перспективными профессиями телевизионного производства являются креативный продюсер, редактор, режиссер, технический директор и IT-телеинженер».
Борислав Володин, Член Академии Российского телевидения. Образование: Международный университет в Москве. Работа: 1998-2000 гг. – директор программ ОАО «ТВ Центр». 2000-2006 гг. – программный директор/заместитель генерального директора канала «Муз-ТВ» (проекты: Премия Муз-ТВ, Фабрика звезд-4). 2006-2007 гг. – директор по производству телекомпании «ВИD». 2009 г. – главный технический менеджер «Евровидение 2009». 2012 г. – руководитель съемочной группы церемонии «Инаугурация Президента РФ В.В. Путина». С 2008-2012 гг. – генеральный директор ООО «Техностайл Технолоджи» (холдинг «Красный квадрат»). С 2009 гг. по настоящее время – Первый заместитель генерального директора ООО «Техностайл Технолоджи» (холдинг «Красный квадрат»). Интервью с Б.Володиным наш портал продолжает публикацию материалов на тему «Работа в Digital медиа. Электронные СМИ, цифровые технологии, перспективные профессии».
Борислав, Вы обеспечиваете техническую часть огромного производства программ для Первого канала. В каких сегментах телепроизводства развитие цифровых технологий максимально изменило требования к квалификации сотрудников?
С моей точки зрения, изменение телевизионных технологий производства, а они развиваются очень стремительно, влияет практически на все сферы телепроизводства. Ни одно из подразделений не остается незатронутым. В первую очередь, эти изменения, конечно, затрагивают дистрибуцию. Меняется способ распространения сигнала, доставки его до конечного пользователя. Многие телевизионные каналы уже изменили свои эфирные аппаратные в этой части. Это, безусловно, повлияло на функционал обслуживающих их сотрудников: у них теперь совершенно новый подход к формированию телевизионного сигнала и выдаче его в эфир. Второй сегмент, на котором больше всего отразилось развитие технологий, – это техническое оборудование, задействованное в производстве телевизионного контента. Это касается абсолютно всей линейки – видео, звук, постпродакшен, спецтехника Не факт, что контент стал интереснее для зрителя, зрелищнее. Что любит и смотрит современная аудитория – очень спорный вопрос. Но то как он производится, сам процесс телепроизводства, однозначно претерпел изменения.
Специалисты телевидения успевают за изменениями?
Какие бы технологии и технику мы не использовали сегодня, все это ничто без людей, без специалистов, которые умеют профессионально обслуживать и использовать это оборудование. Важна вся группа специалистов, которая слаженно работает над проектом. От того, насколько связи в этой группе правильно отстроены, насколько профессионален каждый специалист, зависит успех конечного продукта и успех производства. Сегодня люди постоянно совершенствуются параллельно с техникой. Мы как одна из крупнейших технологических компаний по производству телеконтента в России посещаем все главные мировые телевизионные выставки: NAB Show, IBС, Musikmesse, NATEXPO. У нас появляется возможность увидеть новейшие технологии воочию и понять, куда надо двигаться. Мы готовим специалистов, отправляем их на курсы повышения квалификации от вендоров, лидеров по производству телевизионного оборудование. И сами вендоры идут нам навстречу, устраивая семинары, конференции, где можно ознакомиться с их новейшими продуктом. Естественно, появление новых технологий не означает смену всего персонала сразу. Люди, уже имеющие большой опыт работы, очень ценны. Когда они заканчивали свои институты, технологический процесс был на совсем другом уровне. Было намного больше механики, значительно меньше электроники. Но люди совершенствуются вместе с машинами, и это нормальный процесс. Я считаю, что каждая уважающая себя компания должна способствовать этому развитию, инвестировать деньги в квалификацию сотрудников в соответствии с развитием технологического прогресса. Почти все технологии сегодняшнего телевидения движутся в сторону IT. В ближайшем будущем, с моей точки зрения, будет очень востребована специальность IT-инженера, специализирующегося на телевизионном оборудовании. Именно он сможет разобраться в устройстве любого агрегата, не важно, для чего тот предназначен, для звука, для видео или для монтажа.
Насколько, по-Вашему, отстает система образования от развития технологий?
Честно говоря, будучи руководителем одного из телевизионных подразделений, я не встречал ни одного выпускника специализированных институтов. Для меня вообще загадка, куда, в какие компании они попадают. Спрос на них имеется, но где они и как они себя проявляют « в полях» – мне неизвестно. Важно понимать, кто дает им специализированные навыки и образование. В телевизионной отрасли работают люди очень разных профессий. Они могут прийти, например, из авиационной промышленности, с каких-то заводов, где было проведено сокращение рабочих мест. Но главное, что у них есть некий инженерный бэкграунд, который позволяет им быстро разобраться в том или ином телевизионном оборудовании. И те, кто хочет работать, для кого сама телевизионная среда приемлема, через какое-то время адаптируются и становятся телевизионными специалистами. Относительно выходцев из специальных образовательных учреждений есть вопрос – где они и как с ними устанавливать контакт. У нас в компании большой дефицит инженерных кадров. Например, для комплекса постпродакшна мы не могли быстро найти инженера, который бы нас устроил. Хотя зарплата была вполне достойная, единственный человек, который оказался в состоянии справиться с нашим оборудованием, оказался жителем Санкт-Петербурга. Возможно, специализированным институтам стоит устанавливать более плотные, прямые контакты с крупными производственными компаниями.
Какие из традиционных профессий в телевидении очевидно изменились в связи с цифровыми технологиями по функционалу и по квалификационные требованиям?
Технологии, которые сейчас используются в постпродакшне, очень сильно повлияли на квалификацию и функционал людей, обслуживающих его. Еще десять лет назад большинство компаний работали на линейном монтаже: большое количество магнитофонов, кассеты, пульты. На современной монтажной станции уже ничего этого не будет. Вы увидите просто компьютер, мышку и клавиатуру. Все остальное происходит файловым способом. Монтажерам старой школы очень тяжело адаптироваться, они не могут найти себе место в новой шкале координат, потому что сегодня монтажер – это больше программист, который хорошо знает софт, где-то даже являясь системным администратором. У нас принципиально изменился подход к записи исходного материала. Если раньше мы все записывали на кассеты, то сегодня для этого есть сервера, где запись осуществляется файловым способом, таким же образом она попадает на монтажный стол. Сегодня мы уже говорим о том, что в скором времени файловым способом мастера программ будут передаваться на канал-вещатель для постановки в эфир. Как таковой физический носитель для долгосрочного хранения информации скоро исчезнет. Информация теперь хранится файловым способом на больших серверах или LTO-библиотеках. В связи с этим можно говорить о том, что исчезает профессия видеотекаря в привычном понимание. Это была важная профессия; у видеотекаря на полках хранилось огромное количество кассет, которые выдавались только на основании спецразрешения. Сегодня видеотекарь – скорее менеджер медиоданных.
Могут ли появиться совершенно новые профессии в телепроизводстве?
Сложно предположить, как будут развиваться технологии. Во многом это, конечно, вопрос готовности нашего сознания, наших привычек. Мы сами отторгаем некоторые технологии, потому что привыкли работать так и никак по-другому. Новые технологии неизбежно влекут за собой сокращение рабочих мест. Пример – создание роботизированных видеокамер, которыми можно управлять дистанционно, на расстоянии нескольких сот километров. При этом несколькими камерами может управлять один видеооператор, и мы уходим от традиционного распределения «одна камера – один человек». Я думаю, что это произойдет в ближайшем будущем. Во-первых, люди научились передавать сигнал на большие расстояния, и самое главное – научились управлять телевизионным оборудованием на большом расстоянии. Режиссер может находиться в одном городе, а снимать программу в другом. И такие технологии, мне кажется, могут повлечь за собой сокращение персонала, хотя пока представить такое сложно. Технологии уже существуют, но они пока не получили широкого распространения, они еще не отшлифованы и не привиты в сегодняшнем телепроизводстве в России.
Назовите 5 профессий, наиболее востребованных и перспективных для цифровых электронных СМИ в ближайшие пять лет.
Количество каналов – эфирных и неэфирных– растет с развитием технологий и интернета. Это повлечет за собой «размывание» аудитории между всеми каналами-вещателями. Интернет-вещание уже сейчас оттягивает традиционную телеаудиторию. Как следствие, доход от рекламы будет падать. Каналы в ближайшем будущем уже не смогут производить такой дорогостоящий продукт, как они это делали раньше. И это произойдет в ближайшие пять лет. На первый план выйдут люди, которые будут способны производить очень креативный продукт, но дешевле обычного. Продукт должен быть зрелищным, бюджетным и быстрым в производстве. С моей точки зрения, перспективными профессиями телевизионного производства явлются креативный продюсер, редактор, режиссер, технический директор и IT-телеинженер. Креативный продюсер – это должность, которая совмещает в себе и производство, и креатив. Он понимает, как должно быть устроено производство, и как должен выглядеть конечный продукт. Редактор – это тоже, безусловно, должность, которая всегда будет пользоваться большим спросом, потому что эти люди – «бойцы невидимого фронта», которые адаптируют сценарий, приглашают гостей, пишут тексты ведущих, закадровый текст. Я уже говорил об IT-телеинженер, который задействован в различных этапах производства телевизионного контента. Технический директор – это универсальный специалист, который объединяет все технические составляющие проекта в одно целое, чтобы все работало слаженно и качественно. И, безусловно, режиссер. Без режиссера, я считаю, никакого телевидения не получится. Креативный продюсер отвечает и за производство, и за креатив, но его задача больше административная, а режиссер – это человек, который ведет за собой на площадке всю группу, и функции его, безусловно, очень важны, он входит в мои топ-пять профессий будущего.
Что Вы можете посоветовать тем, кто пока только определяется с выбором будущей профессии?
Не стесняться начинать с самого простого, приходить на стажировку, чтобы адаптироваться к этой среде. Потому что среда особая, творческая, и здесь нужно себя почувствовать. Если вам покажется, что ваше место и ваше будущее здесь, то вы сможете применить те навыки, которые получили при обучении, и в процессе приобрести новые.
Источник: Moscowjob.net - Работа в Москве
Вы в свою компанию принимаете людей на стажировку?
На стажировку – да.