SITECATALOG
О нас
КАТАЛОГ
DMOZ
Статьи
Contacts
 Admin
  ~1 минут

Яна Бельская, главный редактор портала «Кабельщик»

Яна Бельская, главный редактор портала «Кабельщик»: «Закон джунглей в кризис становится еще более жестоким»

Яна Бельская, владелец и главный редактор интернет-портала «Кабельщик» – созданного в 2005 году В2В-издания о рынке телекоммуникаций и платного телевидения России. С 2011 до 2013 года работала директором по развитию телевизионных сервисов компании Орион Экспресс. До этого более девяти лет в Национальной ассоциации телерадиовещателей. В интервью нашему порталу Яна ответила на вопросы о том, что происходит с работой и увольнениями на рынке неэфирного телевидения, о типичном рабочем дне редактора отраслевого издания и о том, какие тенденции рынка кабельного и спутникового ТВ определяют спрос на специалистов, которым потеря работы не грозит и в кризис.

Яна, "Кабельщик" уже много лет является рупором индустрии платного телевидения. Расскажите, как он создавался и как он стал частью Вашей карьеры?

Он создавался в кафе. В буквальном смысле. К тому моменту я больше 9 лет проработала в Национальной ассоциации телерадиовещателей, окончила журфак МГУ, потом попробовала себя в пиаре и решила вернуться в журналистику. Мой старый друг (который нынче большой телевизионный чиновник, потому пусть останется инкогнито) рассказал, что есть идея сделать неформальное отраслевое издание, и нужен неленивый человек с каким-никаким опытом, который бы мог поднять такой проект. Познакомил с идеологом проекта, и первое, что я сказала – ребята, у вас ничего не получится, окупить такой проект нельзя. А наутро прислала раскладку по бюджету – и через неделю уже вовсю занималась проектом.

Только я не сказала бы, что он стал частью «моей карьеры». О карьере как таковой я никогда и не думала – она получалась сама собой. Скорее я бы сказала, что «Кабельщик» стал частью моей жизни. Но это же нормально для любого человека, создающего что-нибудь.

В чем особенность работы главного редактора отраслевого издания?

Нельзя делать издание, и не разобраться в отрасли, в тематике, о которой пишет это издание. Чем дальше, тем глубже «ты влезаешь» в тему, и в какой-то момент тебя вдруг начинают считать экспертом. Я всегда смущаюсь. Но только так ты можешь понять, о чем спрашивать на интервью, когда тебе начинают «ездить по ушам», в какую сторону стоит еще «покопать», а в каких вопросов собеседник «плавает».

Но еще важнее – держать слово и быть профессионально корректным. Я всегда предупреждаю, когда включаю диктофон, всегда согласовываю интервью, это жесткое правило – в противном случае люди бы боялись продолжать общение или давать второе-третье-пятое интервью. Чаще всего пойду навстречу, если просят убрать какую-то деталь, которая придала бы остроты интервью, но, например, может повредить карьере или репутации спикера. Ну, мало ли, ляпнул в запале, передумал – нельзя, чтобы интервью рушило жизни, даже если от этого оно потеряет немножко остроты. Впрочем, если пытаются переписать все интервью и убрать из него все полезное, я просто его сниму, не опубликую. Поэтому очень не люблю письменные интервью – поди потом объясни человеку, что я просила по сути, а он мне воды и рекламных слоганов нагнал, только в живом разговоре можно вернуть его в русло :).

Маленький проф-секрет – люди очень любят видеть свои хорошие фотографии. Все. Если кто-то говорит, что ему плевать – он лукавит вам или себе самому. Поэтому всегда стоит использовать максимально привлекательные и желательно улыбающиеся фотографии.

Работа главного редактора: опишите ваш типичный рабочий день в «Кабельщике»?

О! Вам какой – будний или выходной? Я буквально вчера написала в Фейсбуке, что мои выходные дни отличаются от будней только тем, что я сажусь за компьютер в 11, а не в 8-9.

Если серьезнее, то у нас утром обычно виртуальное совещание с редакторами – начало дня у всех по домам, потому что часть редакции работает удаленно. Обсуждаем, какие новости публикуем, какие не публикуем, кто что пишет, куда отправляем запросы на комментарии – и все в таком духе. Огромное количество писем проходит и через меня лично и через редакционную почту – собственно, большую часть рабочего дня составляет эпистолярщина.

Потом чаще всего я с кем-нибудь встречаюсь – так называемые деловые завтраки и обеды – это уже привычный московский стиль, 80% интервью было записано в кафе. Потом, если день не превращается в череду встреч (далеко не все они заканчиваются статьями или интервью, но понимать рынок можно только через активное общение с его игроками), то я перемещаюсь в офис. У нас маленькая уютная редакция на проспекте Мира, мы ее сами оформляли, вместе с редакторами ездили в Икею, расставляли, красили и развешивали рамочки и так далее. Атмосферный такой офис, очень способствует настрою.

Где бы я ни была, с 16 до 17 часов – жестко в строю, в онлайне. Потому что в 17.00 стартует новостная рассылка – все новости и публикации телеком-рынка за последние сутки формируются в ленту, которую портал отправляет на 7 с хвостиком тысяч адресов подписчиков. Если я в командировке, стараюсь выйти в сеть в это время из того места, где оказалась. Впрочем, в последние несколько месяцев стало сильно легче – у нас замечательные и самостоятельные редакторы Даша Бояринова и Саша Некрасова, они уже отлично справляются сами.

Дальше снова работа или встречи, или какие-нибудь презентации, хотя куда менее интенсивные, с перерывами на выпить рюмочку чайку и пообщаться с семьей. А когда семья отгружается спать, снова работа – я не ложусь раньше 3-4 ночи уже много лет, привыкла. В общем, не очень здоровый образ жизни – не знаю, как меня терпят домашние :)

Вы мониторите все тенденции индустрии и наверняка можете дать оценку основных проблем рынка труда в кабельном и спутниковом телевидении сегодня. Каковы на Ваш взгляд основные беды специалистов, работающих в отрасли и проблемы руководителей компаний, связанные с подбором сотрудников.

Знаете, позитивные трудоголики, как правило, не имеют проблем с трудоустройством и личной жизнью.

И наоборот – унылые дилетанты, или даже веселые дилетанты, особенно ленивые дилетанты – это настоящий бич, и не только нашего рынка, но и всех других рынков, с которыми мне доводилось сталкиваться. Особенно это касается не технических, а гуманитарных профессий – мне так кажется. И еще чудовищная лень, нежелание развиваться, гигантские амбиции уже на выходе из вузов.

И еще одно, мне кажется, стало грустным веянием времени – пренебрежение репутацией. Я не раз наблюдала ситуации, когда человек наделал дел, обманул свою компанию и коллег, профессионально ничего из себя не представляет, но всплывает то тут, то сям, неплохо себя чувствует. Удивительный феномен.

Как Вы оцениваете уровень кризиса в кабельном и спутниковом телевидении и угрозу сокращения штатов компаний и увольнений в компаниях?

Рынок заметно укрупнился, монополизировался, и в ближайшие пару лет он будет еще более укрупняться и монополизироваться. В лучшем случае мелкие компании будут вливаться в крупные, в худшем – закрываться. В этом году принята целая группа законов, фактически перекраивающих рынок платного телевидения и телекоммуникаций, а также рекламный рынок. О создании рекламной монополии вы уже знаете, и наверняка заметили увеличение предложения на рынке труда среди рекламщиков. Телеканалы целыми группами увольняют рекламщиков и аналитиков.

Похожие процессы протекают на платных и особенно бесплатных неэфирных телеканалах. Причем о планируемом уходе с телерынка заявили только несколько вещателей – их команды в полном составе вышли на рынок труда. Первый – канал Комсомольская правда, они еще два месяца назад заявили о закрытии с Нового года. Кроме того, практически полностью прекращается телепроизводство каналов Europa Plus и ВКТ. В начале года прекращают вещание Интересное ТВ и Кинолюкс, но там чуть проще – каналы производятся крупными телевизионными холдингами, сокращений поменьше. И, конечно, это не конец, будут еще «жертвы» - просто на нашем рынке принято громко сообщать о старте, а о смертях очень тихо, либо вообще никак.

Большинство телеканалов молчит и, видимо, до сих пор надеется, что придет добрый дядя и изменит этот закон (сами это сделать они либо не пытаются, либо не могут). В этом же году на рынке образовалось несколько крупных холдингов. В Газпром Медиа влились холдинги Профмедиа и Ред Медиа – получился очень крупный медиахолдинг, сейчас проходит процесс интеграции. Объявили недавно об объединении активов медиахолдинги Сигнал Медиа и НКС Медиа. Не так давно прошла новость о том, что эти два мегахолдинга могут объединиться в супермегахолдинг – нечто вроде того, что появился только что на рекламном рынке. Как говорится, все только начинается…

В эти холдинги, разумеется, набирают профессионалов – работы-то прибавилось. Но, конечно, далеко не все «освободившиеся» найдут там себе место. Но рост безработицы на рынке платного ТВ обусловлен не только монополизацией рынка – в кризис компании часто проводят сокращения, и в первую очередь избавляются от балласта, слабых работников. Хорошему работнику, даже если упраздняется его должность или отдел, чаще всего найдут работу в другом отделе. Плохому – скажут «извини, у нас больше нет для тебя работы».

Появляются новые компании, но их не так много – в условиях кризиса со стартапами туго. К примеру, очень интересные ОТТ-проекты, Моё-ТВ, TDViz (разработчик приложений для второго экрана), Матрёшка-ТВ, Нет-Бай-Нетовский WiFier. Стартапы последних лет, не вышедшие на хоть какую-то прибыль, тоже, скорее всего, в большинстве своем кризис не переживут.

Одним словом, закон джунглей в кризис становится еще более жестоким.

Какие новейшие технологии в области кабельного и спутникового телевидения будут определять спрос на специалистов в ближайшие три года?

Развитие интерактивных сервисов, ОТТ, Smart-TV, VOD, Catch-UP и проч.

Платное телевидение с одной стороны упрощается – люди, «отведавшие» настоящего многоканального ТВ, переходят на малые телевизионные пакеты и довольствуются федеральным пакетом. Те же, кто почувствовал прелести нового телевидения, хотят большего – интерактива, телевидения повсюду (не только по телевизору, но и на планшете, в телефоне), хотят свежего кино и сериалов, хотят высокой и сверхвысокой четкости. Сейчас их не так много. Мы недавно публиковали результаты исследования, в котором говорилось, что всего 4-5% приобретших Smart-TV людей реально пользуются smart-функциями. Но этот процент будет расти, и люди будут все больше платить за эти сервисы. А стало быть, сервисы будут развиваться. И вместе с ними будет развиваться интернет – в этой области тоже еще не достигнута точка насыщения.

Источник: РаботавРоссии.РФ - портал по трудоустройству

А значит, будут нужны технические специалисты, программисты-облачники, аналитики, грамотные маркетологи.

И обязательно придется учиться новым технологиям старым телевизионщикам. Ну, ведь если владелец телеканала принимает решение развивать «второй экран» - реализовывать эту идею придется им, телевизионщикам, продюсерам и редакторам.

Как обычно, когда возникает на рынке новое направление, профессионалов поначалу мало – учатся «на ходу». Но тем и хороши стартапы, что позволяют включить мозги на полную катушку и творить, искать, по крохам собирать информацию, экспериментировать, набивать шишки. Поэтому среди стартаперов не найти ленивых людей, но это совсем другая история…