SITECATALOG
О нас
КАТАЛОГ
DMOZ
Статьи
Contacts
 Admin
  2 минуты

Никита Могутин, сооснователь издания Baza

Никита Могутин, сооснователь издания Baza: «Baza не про новости»

Никита Могутин учился на факультете журналистики МГУ им. Ломоносова. 7,5 лет проработал в Life.ru, пройдя путь от корреспондента до заместителя главного редактора. В 2017 году основал издание Mash, за год вывел его на самоокупаемость, после чего покинул проект, продал свою долю акций и вместе с бывшими коллегами — Анатолием Сулеймановым, Александром Потаповым и Раулем Смыром — в 2018 году запустил медиапроект Baza.

У профессионального сообщества к Life.ru всегда было неоднозначное отношение. Какие положительные и отрицательные уроки вы вынесли из своего опыта работы там?

Life.ru для меня, во всяком случае, тот прошлый, который я застал, – это в первую очередь профессионализм. Люди, которые в те времена достаточно отработали на Life.ru, крепко владели новостным ремеслом. Они умели добывать информацию, многие из них — лучше других. Бывшие сотрудники Life.ru всегда ценились на рынке.

Я не могу сказать, какие были отрицательные уроки – это все рабочий опыт. Благодаря Life.ru я получил свой первый опыт – самый важный, определяющий. Какие-то вещи я там для себя понял, например, чем хочу заниматься, а чем точно не буду.

Вы туда попали рано, после окончания университета?

Я не оканчивал университет, в Life.ru я попал, когда мои однокурсники были на четвертом курсе.

Почему не стали получать диплом?

Я плотно занялся работой. Мне было скучно в вузе. Я там отучился пару лет, потом устроился внештатником в «Коммерсант» и понял, что за один день там узнаю о профессии больше, чем за два месяца на журфаке. А через какое-то время я попал в Life.ru и оставил университет.

После Life.ru был Mash. Какие выводы вы сделали после работы в качестве основателя и руководителя этого проекта?

Руководство Mash — это для меня в первую очередь именно опыт ведения бизнеса, запуска собственного проекта: от бухгалтерии до кадрового производства. Если ты стартапер, ты понимаешь, что если не ты, то никто. Каждое действие в компании так или иначе проходит через тебя. Стартапер должен уметь делать все, но обладать хорошей командой, чтобы не приходилось делать все самому. Самая сильная сторона любого руководителя — это именно его команда, но при этом коллектив тоже должен понимать, что ты для них — это пример в чем-то. На Mash мне очень повезло, с ребятами, с которыми я работал. С некоторыми мы давно были знакомы, с кем-то тогда только познакомились. Я у них постоянно учился, а чему-то, надеюсь, они учились у меня.

А какая команда работает над проектом Baza? Привели ли вы кого-то из Mash?

Нет, из Mash я принципиально никого не забирал. Это какие-то люди, которые сами обратились, знакомые, с которыми давно хотелось поработать вместе, но не выходило, люди, с которыми мы вместе обсуждали разные вещи, но эти идеи не получалось реализовать в силу определенных причин.

В коллективе есть опытные сотрудники, умеющие добывать информацию, расследователи, есть дизайнеры, с которыми мы раньше сотрудничали на аутсорсинге, а сейчас получилось вместе поработать в одной команде.

Мне ужасно нравится, как сейчас выглядит команда. Это сплоченный маленький коллектив – не больше 25 человек. Чем хороши такие команды — каждый сотрудник уникален и незаменим. Каждый делает что-то свое, и из этого складывается нечто общее.

А есть у вас внештатные сотрудники?

Конечно, огромное количество. Большинство современных медиа работают с внештатными сотрудниками. В основном, потому что ресурсы ограничены. Ты не можешь взять в штат тысячу человек, поэтому выбираешь двадцать лучших, а с остальными работаешь на удаленке по проектам.

Это все личные контакты или сервисы типа LifeCorr? Какова доля UGC-контента? Активно ли люди присылают материалы в приложении Baza?

Там пользователи достаточно активные. Я пока не могу сказать, что присылают очень много материалов, но присылают. Есть интересные вещи — люди зарабатывают, получают гонорары. А если вы спрашиваете про внештатников – это журналисты, дизайнеры, разработчики, с которыми мы давно знакомы, и те, кто предлагает нам сотрудничество. Все наши продюсеры, работающие с новостями по разным направлениям, ведут свои базы стрингеров в регионах и по всему миру. Всегда можно к кому-то обратиться.

А в штат вы принимаете кого-то еще?

Я так скажу: в стартапе не может быть понятия «штат закрыт». Наоборот, руководитель находится в постоянном поиске мозгов, талантов или рук. Всегда есть люди, которые могут привнести что-то новое, свежие идеи. Это может быть гениальный разработчик, потрясающий дизайнер или невероятный автор, крутой новостник. Если нам встречается кто-то интересный, мы всегда предлагаем вместе поработать. Это может быть и штат, и внештат.

Есть еще такая тенденция. Молодым людям родители говорят: «Учись хорошо, устройся на работу, сиди в офисе или в редакции, и будет тебе счастье». При этом сами молодые люди все чаще понимают: «Если я талантлив, если умею что-то, чего не умеют другие, то я вполне могу не протирать штаны в офисе, а выполнять проектную работу, трудиться удаленно, владеть собственной жизнью». Я уверен, в будущем офисы останутся только у гигантских корпораций, а все самые хорошие решения будут появляться в коллективах, где каждый занимается своим участком работы, и не обязательно всем встречаться в одном месте.

В чём отличие проекта Baza от Mash? Они кажутся довольно похожими.

Естественно, продукты, существующие на одной территории, так или иначе похожи между собой по упаковке, но гораздо важнее, что внутри разная начинка. В отличие от Mash мы не совсем про новости – они нас интересуют в значительно меньшей степени. Нам всегда хотелось делать расследования, работать со всеми видами контента. Сейчас у Mash неприятности с правоохранительными органами. Позиция издания в том, что, несмотря на давление, Mash продолжит делать новости. Молодцы, люди должны знать новости и обязательно должны быть те, кто их делает, но мы, Baza, не про новости. Для нас это только один из видов контента, причем не ключевой. Потому что зачастую это мало вовлекающий пользователя контент.

Как люди потребляют большую часть информации? «Фотографируют» глазами, будто разом прочитали эти строчки — глянули на них и пошли дальше. Если что-то заинтересовало, внимательно читают. А в ином случае просто смахивают, прокручивая ленту. Новости — это то, что чаще всего смахивают. В них нет глубины, вовлеченности, а главное, нет истории. Мы как раз про историю, причем в самом разном смысле, зачастую технологическом. Это могут быть наши спецпроекты на поддомене, расследования с игровыми механиками или объекты, которые мы создаем в дополненной реальности. Например, такой проект мы делали к 9 мая: пользователь приложения Baza прямо у себя в комнате мог поместить дверь, ведущую на крышу рейхстага. И через смартфон увидеть Берлин 1945 года и крышу, на которой только что повесили Знамя Победы. Мы это несколько месяцев готовили, получилось и зашло достаточно неплохо. Вот мы больше про это. Про ощущения людей, про эмоции, про покалывание на кончиках пальцев.

А что касается бизнес-модели, в Mash вы делали дополнительный коммерческий контент для сторонних площадок, могли зарабатывать на этом и благодаря этому брать меньше рекламы.

Да.

Эта бизнес-модель сохранилась в Baza?

Это то, за счет чего выживают сейчас все новые медиа. У нас есть ряд заказов, мы уже делаем несколько проектов для наших клиентов, но сразу скажу, пока у нас нет глобальной цели зарабатывать. Мы так рассчитали бюджет, что можем себе позволить по крайней мере до конца этого года думать о деньгах. При этом мы уже начали зарабатывать, просто не на наших площадках, а на сторонних, создавая контент для клиентов.

Насколько тяжело конкурировать с собственным детищем в лице Mash?

Еще раз, мы не конкуренты. Мы не лезем на территорию Mash. Нас слабо волнуют новости. Нельзя судить о проекте база только по Telegram каналу. Это и приложение, и дополненная реальность, и расследования, и спецпроекты.

Приложение в первую очередь для нас интересно с технологической точки зрения. Это очень дорогая история. Сделать свое рабочее хорошее приложение – дорого и тяжело. Тем более поддерживать его в рабочем состоянии. Поэтому мы долго думали и решали, прежде чем его запустить. Но мы также понимали: существуя на площадках социальных сетей, ты играешь по чужим правилам, пользуешься ресурсами, которые предоставлены владельцами этих площадок. Поэтому, естественно, ничего нового и интересного кроме того, что разрешают создатели площадок, ты делать не можешь. В своем приложении ты — царь и король: что хочешь, то и придумываешь.

Вы рассказывали в разных интервью, что ушли из Mash из-за давления, которое на вас оказывалось теми, кто желал использовать канал в своих интересах. Не боитесь, что Baza вырастет и ситуация повторится?

Ну, опыт — сын ошибок трудных. Благодаря тому, что Baza ведут несколько человек (руководители Baza – создатели компании «4 кота»: Анатолий Сулейманов, Рауль Смыр, Александр Потапов и я), и у всех нас достаточно большой опыт, надеюсь, мы не повторим ошибок, которые совершили раньше, а проект сможет дольше оставаться независимым без давления на нас.

Есть ли у Baza редакционный стандарт, или основные принципы «на кончиках пальцев»?

Естественно есть внутренние правила, которые «написаны журналистской кровью». Ребята знают, что нельзя делать, а что можно, что этично, а что нет. Мы сделали выводы, научились на собственных ошибках. Поэтому есть какая-то такая условная библия: что можно делать, а что нельзя, как именно что-то должно быть сделано, какие элементы обязательны в материалах.

Источник: Работа в Москве на MJN - работа сутки трое для женщин

Она как-то формализована?

Она формализована, но пока не дописана до конца. Это наша внутренняя инструкция.

Микроменеджмент — это про вас? Вы вовлечены в каждый пост или занимаетесь только операционной деятельностью?

У меня всего полно: и творчество, и какие-то экономические вещи. Сейчас ты пишешь пост, через час выясняешь, когда лампы поменяют в офисе, а еще через час едешь на какую-нибудь встречу. Как я уже говорил, стартапер-руководитель должен участвовать в каждом элементе конструкции.