Михаил Губергриц, основатель и директор дизайн-студии LINII: «Дизайнеров-самородков не бывает, поэтому не ленитесь вкладываться в свое образование»
Михаил Губергриц — основатель и директор дизайн-студии LINII, до этого работал творческим директором в BBDO Branding и старшим дизайнером Interbrand Zintzmeier & Lux. Куратор факультета «Айдентика» Академии коммуникаций Wordshop. Среди наград — Гран-При и первое место на Международном фестивале территориального брендинга OPEN Fest 2013 (Минск), «Проект Года-2012» на портале Sostav.ru, шорт-лист международного конкурса «Identity: Best of the Best», серебро Pentawards и др.
Михаил, первый вопрос об образовании. Какой вуз вы заканчивали?
У меня два образования. Первое высшее я получил в МАДИ (Московский автомобильно-дорожный институт, специальность «Искусственный интеллект»). Второе, уже профильное, я получил в Высшей академической школе графического дизайна (ВАШГД), где учился у одного из лучших российских дизайнеров — Эркена Кагарова.
То есть вы не из тех людей, которые сразу определяются с будущей профессией?
Заниматься дизайном я хотел с детства. Еще в начальной школе я очень любил рисовать автомобили, придумывал их дизайн, названия для них. Хотел стать автомобильным дизайнером. Все мои школьные тетрадки были изрисованы цветными карандашами, с первой до последней страницы. Чем скучнее был для меня предмет — тем более изощренно разукрашенными были мои тетради. Именно из-за желания рисовать автомобили я пошел учиться в МАДИ. Наивно думал, что в России будет автодизайн… К счастью, сложилось так, что я не стал автомобильным дизайнером (и этому я действительно очень рад), а стал хорошим дизайнером в области брендинга.
На кого вы равнялись в работе?
Пожалуй, в большей степени на меня повлияли два человека. Первый — это, конечно, Эркен Кагаров, которого я до сих пор считаю своим гуру, «сэнсеем», как говорят японцы. Этот человек в значительной степени определил и повлиял на мое отношение к работе, профессии, к дизайну.
Второй человек — это Эдвин Шмидхейни, творческий директор брендингового агентства Interbrand Zinzmeyer & Lux AG, где я работал. Он был моим творческим руководителем полтора года, именно благодаря ему я узнал, что такое Настоящий Брендинг — с большой буквы. В том понимании, в котором он существует в Европе и США, а не в России. Я имел возможность работать и учиться у человека, который считается одним из главных мировых специалистов по брендингу авиалиний (Эдвин более 20 лет проработал творческим директором крупнейших мировых брендинговых агентств: Landor San-Francisco и Interbrand Zurich, сделал более 30 крупных международных проектов в этой области), человека, который непосредственно участвовал в проектах по брендингу банка UBS, автомобильных компаний BMW и MIni и т.п. Специалистов такого уровня в России сейчас нет, и это был для меня бесценный опыт.
Теперь вы сами учитель, куратор факультета «Айдентика» Академии коммуникаций Wordshop. Что в первую очередь рассказываете студентам, о каких современных трендах?
Я не любитель трендов, даже слово это не очень люблю. Мой принцип в обучении дизайну — это, прежде всего, дать студентам такие знания, которые позволят им понимать задачи клиента и уметь их хорошо выполнять. Как воплотить стратегию бренда в хороший дизайн. Как самому сделать дизайн, который сможет быть некой стратегией, хотя бы на визуальном уровне. Всё. Если для выполнения задачи нужно изучить тренды в определенной области — они изучат. Если нет, найдут другой ключ к решению. Главное — это понимание, зачем нужен дизайн, брендинг, какова роль этой работы в общем процессе клиента. На что мы можем повлиять, а на что нет. Через это как раз приходит понимание дизайна.
А в «классических» вузах этому обучают?
Я не слежу за классическими вузами. К сожалению, они отстали от общего положения дел, выпуская ненужных специалистов в несуществующих областях. Те преподаватели, что там еще остались, необходимыми знаниями уже не обладают — за последние шесть-семь лет ситуация на рынке очень сильно изменилась. Когда я вижу выпускника такого вуза, который делал дипломную работу на тему «квартальный календарь» (знаете, такие, что висят еще на стенах в отделе бухгалтерии), хочется их там всех застрелить.
Нужно ли вообще дизайнеру образование, на ваш взгляд?
Образование быть должно, конечно. Но оно должно быть актуальным, иначе в нем нет толка. И не очень долгим, потому что ни один вуз не даст вам стопроцентных знаний.
Настоящее образование вы сможете получить только «на передовой», работая в хорошем агентстве, в хорошей команде, под руководством хорошего арт-директора. Год-два в такой компании эквивалентен трем-четырем годам в институте. Образование нужно, чтобы вас взяли в такую команду и чтобы с вами можно было разговаривать на одном языке. Самородков не бывает, поэтому не ленитесь вкладываться в себя, в свое образование.
Сами как отбираете людей в свою команду?
При приеме на работу у меня два критерия: 80% успеха — это хорошее, правильно поданное портфолио (наличие интересных проектов, схожих с теми, что делаем мы, стилистически или хотя бы по сложности задач) и 20% — предыдущий опыт работы (он очень много говорит о вашей карьере, видны все взлеты и падения, вообще ваша жизненная динамика развития). Все остальное — характер, чувство юмора, умение работать в команде, целеустремленность, стрессоустойчивость и т.п. — влияет уже как дополнительный фактор, если первые два теста пройдены.
Кого бы точно никогда не взяли?
Я никогда не приму на работу неумелого, но очень амбициозного дизайнера (таких, к сожалению, сейчас выпускают пачками, целые вузы — наверное, все понимают, о ком я). Никогда не приму на работу человека, для которого собственное «Я», свое дизайнерское эго выше задач студии и клиента.
Что ждет профессиональный рынок дизайнеров в ближайшие несколько лет?
Я думаю, что разделение агентств по специализациям только усилится. Сейчас уже все меньше «универсальных» агентств или агентств полного цикла, как говорили раньше. Клиенты ищут прежде всего тех, кто лучше понимает их собственную тему и не готовы экспериментировать за свой счет.
Какие книги и фильмы можете порекомендовать?
Не читайте книги о дизайне. Просто читайте книги, самые разные. Будьте любопытными. Больше путешествуйте. Слушайте музыку и больше смотрите по сторонам. Дизайн не в книгах, он растворен вокруг нас.
Традиционный вопрос — какие три совета можете дать начинающим дизайнерам?
Мои советы не совсем по дизайну, вернее не только о дизайне.
Первый: если можете не петь — не пойте. Это очень просто. Вы не добьетесь ничего в области, которая страстно вас не увлекает. Если вы можете жить без дизайна, дизайн проживет без вас.
Второй: кричать надо громко, а молчать тихо. Это тоже просто. Будьте выразительны в том, что делаете. Недостаток искренности, нежелание выложиться по полной убивает все.
Источник: Piterjob.net - работа в Питере вакансии от прямых работодателей
Третий: «станьте бамбуком». Это тоже довольно просто. Есть у Сэлинджера такая байка про каллиграфов, которых учат рисовать стебли бамбука. Для этого надо взять тушь, бумагу и запас еды и воды на две недели. Нужно пойти на озеро и выбрать нужное вам растение. После этого каллиграф должен неотрывно смотреть на него, просто смотреть. День, два, неделю, две… Нужно сидеть до тех пор, пока вы не поймете, что вы и бамбук — одно целое. Его движения — это ваши движения. Вы знаете о нем все. После этого вы берете бумагу, макаете перо в тушь и несколькими взмахами его рисуете. Меньше рисуйте, больше думайте и проживайте задачу. Практически любую работу можно сделать очень быстро, если до этого вы долго думали о ней.