Марк Фишер, Bauer Media Group: «Мы ищем для работы в наших журналах тех людей, которые понимают, что работа в СМИ – это создание контента под конкретного читателя».
Марк Фишер, генеральный директор российского подразделения Bauer Media Group. Имеет за плечами 30-летний опыт работы в издательском бизнесе Англии и США. За 3,5 года своей работы в России запустил более 20 издательских проектов и почти в два раза увеличил долю компании на рекламном рынке прессы. В России Bauer Media Group является лидером среди федеральных издателей по объёму продаваемых тиражей и входит в тройку издательских компаний по показателям аудитории.
Скажите, Марк, какова по вашим оценкам перспектива рынка труда СМИ в России?
Первое впечатление, которым я могу поделиться относительно развития рынка печатных СМИ – это то, что он не растёт. Я думаю, что трудности для ряда российских издателей связаны с тем, что они уделяют много времени рекламе и намного меньше – дистрибуции. Реклама не показывает необходимый рост, что оказывает сильное влияние на рынок труда – ожидания людей превышают предел финансовых возможностей издателей.
Если мы взглянем на такие компании, как Condé Nast или Hearst Shkulev Media или даже на Sanoma Independent Media, то увидим, что они сейчас находятся в затруднительном положении, потому что не знают, как обеспечить свой рост. Таким образом, они не нанимают работников и не растут. Они преимущественно инвестируют в сферу цифровых технологий. У меня есть собственное мнение по этому поводу, которое я выскажу позже.
В целом, печатное издательское дело больше не является таким заманчивым для молодежи. Я вижу много молодых людей, которые уверены, что СМИ — это, высокие зарплаты и имидж, возможность рассказать какие они замечательные, потому что работают в медиа. Редко кто говорит о возможности построить серьезную карьеру. Сейчас намного сложнее найти именно молодых профессионалов и для меня это большая трагедия, ведь пресса находится не в таком упадке, как многим кажется.
Именно поэтому я предпочитаю нанимать людей, которые лучше, а не моложе. Думаю, нам повезло, потому что по сравнению с большинством компаний у нас отличный баланс между молодёжью, людьми среднего возраста и людьми в возрасте.
Bauer Media продолжает расти и развиваться. Мы занимаем первое место по количеству выпускаемых в России изданий. У нас очень четкое представление о том, кто мы такие и мы не пытаемся быть тем, чем не являемся. Мы понятные и простые. Многие люди с иронией относятся к компании Bauer, упрекая нас в недостатке интеллектуальности и в том, что мы работаем в дешевом сегменте. Я абсолютно не вижу в этом проблем, так как мы работаем на рынке, на котором востребован наш контент. В нашем портфолио есть издания, которые продаются по 300-500 тысяч экземпляров в неделю. Мы уделяем много времени нашим проектам, стремясь понять, чего хочет читатель; мы не пытаемся достичь целевой аудитории, которая не будет заинтересована в наших изданиях. И для меня это самое важное.
У вас особые требования к персоналу, когда вы его подбираете?
Мы ищем для работы в наших журналах тех людей, которые понимают, что работа в СМИ – это создание контента под конкретного читателя, а не забота о собственном имидже и привлекательности. Вот почему у нас такой низкий уровень текучести персонала. От нас люди не уходят в другие компании, хотя часто получают подобные предложения, поэтому мне хочется верить, что мы создаём очень хорошую рабочую обстановку для наших сотрудников.
Поделитесь секретом успешного формирования команды, работающей в издательстве.
Конечно, я не вовлечен в процесс найма каждого человека в компании, но мне приятно думать, что я сформировал очень сильные команды менеджеров среднего и высшего уровней. Я доверяю им. А поскольку я им доверяю, то уверен, что люди приходят сюда с осознанием того, что они могут расти и развиваться. Людьми движут деньги, но их также мотивирует и рабочая атмосфера: получают ли они от этого удовольствие, то ли это, чего они так ждут каждый день, когда приходят на работу. Вот то, что я пытаюсь создать в компании. А ещё я глубоко верю в метод обучения людей внутри издательства. Так что мы нечасто ищем кандидатов на позиции высшего уровня, потому что продвигаем людей внутри компании.
Вы заново формировали команду в издательстве, когда пришли сюда, в Россию, или продолжили работать с имеющимся штатом?
Нет, я пришел без команды, но мы сменили некоторых людей. Я хотел, чтобы люди в издательстве научились думать сами за себя, а не так, чтобы за них думал я. Кто-то не смог с этим мириться, и покинул компанию, но те, кто захотел, работают в издательстве многие годы.
Как Вы отбирали себе в команду ключевых людей?
Параметры отбора персонала всегда одни и те же: люди, которые готовы слушать, учиться, готовые совершать ошибки и на этих ошибках учиться. Не нужно бояться совершать ошибки. Если люди не ошибаются – они не развиваются. Самым важным для меня было научить людей совершать ошибки. Я хотел, чтобы они совершали ошибки, потому что иначе я бы не узнал, могут ли они на них учиться.
Как Вы учились менеджменту?
Совершая ошибки! (смеётся) Я начал свою карьеру 40 лет назад с самого низа карьерной лестницы, с должности менеджера по телефонным продажам в журнальном издательстве. Это было тяжело, первые три месяца я хотел уволиться: мне абсолютно там не нравилось. В какой-то момент оказалось, что у меня хорошо получается продавать, меня вскоре повысили и эта работа меня увлекла. Я потратил много времени, занимаясь рекламой. Мне потребовалось 14 лет, чтобы стать издателем. Это произошло в 1991 году.
Изменит ли симбиоз онлайн и классического СМИ рынок труда?
В целом я думаю, что цифровые СМИ больше заинтересованы в количестве, нежели в качестве. Я имею в виду, что когда смотрю на онлайн проекты, я не вижу того же уровня страсти и настоящей заинтересованности в том, что они делают. При этом они уверены, что цифровая сфера – это замена печатной и, по моему мнению, это негативный фактор. Мы можем разбить Интернет на 2 категории: веб-сайты, социальные медиа и цифровые журналы – они очень сильно различаются. Издатели попали в плен собственной уверенности в том, что цифровые журналы – это будущее, а я так не думаю. Поэтому в Bauer Media нет ни одного цифрового журнала. Я думаю, что люди обращаются к интернету и к журналам по разным причинам. В сети всегда есть ощущение, что здесь все сразу и под рукой. И это верно, но не до конца. Люди все еще продолжают читать печатные журналы, так как они богаче по содержанию. Лично я верю, что пресса не умрёт никогда просто потому, что это часть нашего общества. Она может не быть всегда стабильной и одинаковой и может уже не взять ту высокую планку, на которой она была 10 лет назад, и мы - издатели должны это понимать и развивать наш бизнес в соответствии с ситуацией.
Чем, на ваш взгляд, отличается рынок специалистов СМИ в России от Европы и США?
Шокирующее различие между Россией, западом и Америкой – это то, что здесь все еще зарождающийся рынок и с профессиональной точки зрения он все еще развивается. Когда ко мне приходят на собеседование на позицию топ-менеджера, часто оказывается, что 10 лет для них – это достаточно долгий стаж. Для меня это в новинку. Я все еще полагаю, что топ-менеджерам предстоит многому научиться и это касается не только Bauer Media, но и всего рынка. Я считаю себя ответственным за развитие своих топ-менеджеров.
Как вы их обучаете? Есть ли какая-то система?
Мы отправляем их заграницу в наш головной офис в Германии на специализированные стажировки. Но для меня более важно то, что они делают здесь, а не то, чему они научились в другой стране. Потому что теория – это хорошо и есть масса хороших людей, которые могут ей научить, но мы не научимся из теории тому, чему мы учимся на практике.
Как Вы оцениваете качество специалистов, с которыми вам приходилось работать с тех пор, как вы приехали в Россию?
Я везучий человек. У меня 12 топ-менеджеров, они ответственны за определенные сферы бизнеса. За все время работы я заменил только трёх и нанял еще одного. Мне хотелось бы думать, что они выросли как специалисты, иначе у меня бы сейчас была абсолютно новая команда. И от меня ни разу не ушел топ-менеджер в другую компанию. Не то, чтобы им не предлагали другую работу, но мне приятно думать, что у меня достаточно хорошие отношения с моими менеджерами и они просто приходят ко мне обсудить это.
Каковы ваши сильные качества как менеджера?
Думаю, я очень хорошо умею общаться с людьми, и людям нравится моё общество, как с профессиональной точки зрения, так и с личной. Мне всегда хочется, чтобы люди питались моей энергией и у меня этой энергии много, вам это любой скажет. Для меня это важно. Это то, что поднимает меня утром, что заставляет меня идти на работу каждый день, почему мне от неё не бывает скучно.
Источник: РаботавРоссии.РФ - портал по трудоустройству
Должно быть, Вы относитесь к категории пассионариев…
Ну, мне пока далековато до того, чтобы изменить мир, но изменить мою компанию – это самый важный для меня шаг. Мир потом изменю. (смеется).
Что помогает вам поддерживать свой уровень энергии? Каков ваш метод борьбы со стрессом?
Мне просто нравится то, что я делаю. Я все еще волнуюсь, когда выпускаю новое издание, все еще вдохновляюсь, когда смотрю на печатный станок и наблюдаю за процессом создания журналов, меня все еще мотивируют моменты, когда лично я включаюсь в продажи. Все эти вещи заставляют меня двигаться вперед, и если бы их не было, я не смог бы выполнять эту работу.
Какие три главных совета Вы можете дать тем, кто только начинает работу и карьеру в СМИ?
Мне сложно дать однозначный ответ. У каждого свой подход. Вы смотрите на это со своей стороны, я со своей. Для меня главное – это подходить к этому без предубеждений, с реалистичными ожиданиями, но и с энтузиазмом. Что бы ты ни делал – делай это с энтузиазмом.