Ксения Лукичева, креативный директор IVI.RU: «Креативный директор на «удаленке» - это звучит забавно»
Ксения Лукичева родилась в Нижнекамске. С 1996 года работала в телерадиокомпании НТР. Заочно училась на факультете журналистики в Казанском государственном университете, окончила с отличием. Работала продюсером в рекламном агентстве, маркетологом в крупном книжном магазине. В 2007 году пришла работать редактором в интернет-издания AdMe.ru, в 2012 стала главным редактором. На сегодняшний день - креативный директор онлайн-кинотеатра IVI.RU.
Ксения, Вашу профессиональную карьеру по праву можно назвать достаточно успешной. Расскажите, пожалуйста, какие обстоятельства привели Вас к работе в AdMe, какое образование и предыдущий опыт сыграли решающую роль в успехе этого проекта? В AdMe я пришла случайно. Мне всегда нравился этот проект, я даже немного завидовала ребятам, которые его делают. Это же так круто - делать что-то свое и не зависеть ни от кого, не оборачиваться ни на кого! Однажды я увидела в казанском Живом Журнале объявление о том, что в AdMe требуется редактор, сделала тестовое задание и пришла к ним. И так получилось, что задержалась там на 8 с лишним лет.
Честно говоря, я не думаю, что какой-то предыдущий опыт помог мне в AdMe. Все получилось очень естественно, чему я бесконечно рада. Хотя, пожалуй, телевизионный опыт был кстати. Телевидение приучает писать очень простые тексты. Они отличаются от печатных тем, что их нельзя перечитать, если чего-то не понял. И поэтому вся информация, которую транслирует журналист, должна быть правильно «упакована» - в простые, короткие предложения - это важно. Выяснилось, что такие тексты оказались в формате AdMe. Правда, тот же телевизионный опыт сыграл со мной злую шутку - я очень долго училась писать заголовки. На телеке заголовков нет, а в интернете они определяют 80% успеха статьи. Это было достаточно трудно и… весело.
Вы начинали свою карьеру с ТВ, потом ушли в интернет-журналистику. Каковы, по-вашему, различия в специфике работы журналиста на ТВ, в прессе и в интернет-СМИ? Хотели бы сейчас снова стать тележурналистом? Есть такой момент - если автор пишет в некое печатное издание, он понятия не имеет, сколько человек прочитают его статью или хотя бы пробегут по ней глазами. И это накладывает такой неосознанный отпечаток: можно писать, как придется. Конечно, профессиональный журналист специально этого делать не будет, но, в любом случае, если ты где-то ошибся или материал получился не шибко увлекательным, этого никто, по большому счету, не заметит. А в интернет-журналистике ты сразу видишь отклики. Если у проекта аудитория достаточно большая, то в течение 10-15 минут становится понятно, зря ты потратил свое время или нет. И это очень важное отличие, которое предопределяет работу, на мой взгляд. Ты должен понимать, что через непродолжительное время станет понятно, кому ты вообще нужен с этим материалом. Тебе он может казаться безумно интересным, а люди прореагируют (или не прореагируют) своими сетевыми действиями - лайками, репостами, комментариями. И, естественно, все это отразится на статистике.
В тележурналистику возвращаться я не хочу. Я работала на телевидении 9 лет, и, если честно, устала от этого, выгорела. Плюс ко всему, сейчас, если возвращаться на ТВ, то либо делать это в сети, либо там, где нет никакой политики. С общественно-политической, общегражданской журналистикой я, по крайней мере, на данном этапе, себя не ассоциирую.
Насколько важно было получить опыт работы в рекламном агентстве для того, чтобы потом писать для аудитории рекламщиков - ведь изначально AdMe был отраслевым ресурсом - для рекламщиков и дизайнеров? Мой опыт работы в рекламном агентстве был крохотным. Я проработала полгода продюсером. Помимо этого, я еще полтора года проработала на стороне клиента. Но помог мне, скорее, не этот опыт, а то, что я очень любила рекламу, увлекалась ей, отслеживала, что происходит в мире, и это как раз то, что было нужно для AdMe. Скажем так, мне помогло мое увлечение.
В июле 2015 года ежемесячная посещаемость сайта AdMe составила более 23 млн посетителей (из них в России — 10,5 млн) и 154 млн просмотров. В апреле 2015 года был запущен испаноязычный аналог проекта (Genial), в июле — англоязычный (Bright Side). Вслед за AdMe стали, как грибы, появляться похожие проекты - вас можно считать родоначальниками нового тренда в интернет-журналистике. Каковы в этом формате требования к журналистам и редакторам? Что они должны обязательно уметь, какими медиаинструментами владеть? Инфотейнмент на Западе - это уже достаточно давняя история. А в русскоязычном интернете, возможно, это нескромно как-то прозвучит, но да, именно мы нащупали этот тренд. И показали другим, насколько интересно это может быть людям.
Так получилось, что в редакции AdMe не было ни одного журналиста, кроме меня. В Казани вообще нельзя вот так взять и просто найти готовые кадры для AdMe. Я не думаю, что и в Москве готовых профессионалов для такого проекта очень много. Поэтому мы просто смотрели, насколько человек умеет коротко и красиво излагать свои мысли, насколько он владеет языком, насколько понимает, в чем отличие инфотейнмента от остальных жанров, чувствует ли, что будет интересно читателям, что им понравится. Очень важно, чтобы сотрудник AdMe свободно чувствовал себя в сети, умел искать нужную информацию. Всему остальному мы обучали. Показывали, переделывали тексты по восемь раз, и человек учился.
Авторы AdMe должны также знать основы SMM, чтобы изначально оптимизировать свои идеи под соцсети. Конечно, за взаимодействие с социальными сетями отвечают отдельные специалисты. Но авторы должны писать так, чтобы предельно облегчить им работу.
После ухода из AdMe Вы стали креативным директором онлайн-кинотеатра ivi.ru. Какие задачи в этой должности стоят перед Вами на ближайшие полгода? Основных задач у меня две. Первая касается проекта ivi, который называется «Титр».
Это медиа о кино, сериалах и о мире вокруг всего этого. Он был запущен этим летом, и моя задача сделать из него очень крутой рекомендательный сервис, которому будут доверять и с удовольствием пользоваться люди. Мне нужно сделать это при помощи команды, которую я уже отчасти собрала в Казани и еще продолжаю собирать.
Кстати, интересно, что, работая на московскую компанию, я осталась жить в Казани. Это было одним из важнейших для меня условий при выборе новой работы - чтобы мне было позволено остаться в Казани и работать дистанционно. И мне пошли навстречу. Креативный директор на «удаленке» - это, конечно, звучит достаточно забавно, я не знаю, есть ли еще такие прецеденты, но мы постараемся сделать так, чтобы все получилось.
Вторая задача, над которой я и моя команда начнем работать чуть позже, в конце октября – помощь в запуске и сопровождении еще одного проекта ivi - первого персонализированного телевидения. Пока оно существует в бета-версии. Это телевидение, которое показывает зрителю только то, что он хочет. Помимо кино и сериалов, которые есть в каталоге ivi, там будут еще и разные другие вещи, которые сейчас пользуются большой популярностью в сети, и теперь они придут на ТВ. Специально для этого проекта мы планируем создать небольшой видеопродакшн.
Каких профессионалов Вы планируете привлекать в свою новую команду? В редакции «Титра», не считая меня, будет 6 человек, по крайней мере, на первых порах. Это авторы, бильд-редактор и SMM-специалист. Я очень счастлива, что в эту команду согласились прийти две моих коллеги из AdMe: Полина Мингалиева, гениальный спец по SMM, и Екатерина Гришина, очень крутой автор.
Что касается требований к сотрудникам нашей команды, то я не думаю, что, уйдя из AdMe, я изменю принципам своей работы. Главное - чтобы человек понимал, для кого он пишет, и писал о том, что заведомо интересно людям.
Какие фильмы или книги отражают, на ваш взгляд, суть современного медиабизнеса и рекламы? Знаете, мне кажется, что не книги и не фильмы, а Фейсбук лучше всего отражает состояние современных медиа. Я просто наблюдаю за тем, что происходит с людьми в сети. Если внимательно смотреть и как-то складывать себе в голову эти данные, а потом интерпретировать их, то это будет, наверное, лучшей книгой, которая научит работать в нашем формате.
Источник: Moscowjob.net - работа без ограничения по возрасту в Москве
Что можете посоветовать тем, кто собирается связать свою жизнь с карьерой журналиста или редактора сегодня? Если начинать с базовых вещей, то самое важное - знать русский язык. К сожалению, для многих молодых людей это оказалось большой проблемой. Я сейчас набираю трех авторов, конкурс на одну вакансию - 15-20 человек. То есть, около 45 человек пишут тестовое задание. И еще около 30 человек не дошли до стадии тестового задания. Большая часть из них - по причине того, что они написали мне абсолютно безграмотные письма с просьбой рассмотреть их кандидатуру на наши вакансии! Наша работа тесно завязана на русский язык, это очень четко определяет базу профессии. И покуда молодой начинающий журналист или редактор допускает элементарные пунктуационные и орфографические ошибки, профессионалом он называться не может.