В период кризиса люди опасаются потерять работу, потерять привычный образ жизни, потерять деньги, не осуществить планы, которые строили. Причем ожидание страшного события подчас переживается тяжелее, чем само событие. Иногда возникает ощущение, что от нас уже ничего не зависит, но все равно мы что-то делаем, по-своему реагируя на стрессовую ситуацию. И здесь есть большая вероятность попасть в ловушку, ведь наше поведение в таких ситуациях во многом продиктовано не разумом, а эмоциями.
Отрицание. Это наиболее простая модель поведения, когда человек отказывается принять сам факт существования кризиса. Он настолько боится встретиться с пугающей реальностью, что просто не видит ее. Это может выражаться такими словами: «Кризиса нет — это все придумано», «это все слухи», «это сплетни», «разруха в головах», «мыслить надо позитивно». Иногда человек отрицает, что кризис повлиял на него, даже если готов признать, что кризис коснулся других.
Отрицание связано с невозможностью справиться с глубокими личностными и эмоциональными переживаниями конструктивными способами. Человек столкнулся с кризисом, его уволили с работы, но, вместо того чтобы предпринимать какие-то активные действия, он бежит от реальности.
Одна моя знакомая, занимающаяся риэлторским бизнесом, сдающая в аренду дорогие квартиры экспатам, рассказала мне, что владельцы нескольких квартир стали ей жаловаться, что им не поступает оплата от жильцов. Когда риэлтор посетила одну из квартир, то увидела такую картину: топ-менеджер, иностранец, вице-президент известной компании, был пьян в стельку. Его уволили с работы и прекратили оплачивать квартиру, и он просто пил с утра до вечера, пытаясь забыться и «выйти из ситуации».
Лихорадочная активность. В ущерб основному делу человек начинает азартно заниматься чем-то другим, что, по его мнению, должно спасти от «страшной ситуации кризиса». Обычно в эту ловушку попадают люди энергичные и деятельные. Они хватаются за то, в чем в общем-то не разбираются, ввязываются в авантюрные проекты, начинают играть на бирже, тратя на эти затеи все свои силы и время. Часто мы от таких людей слышим: «Этот шанс надо использовать», «ни в коем случае не надо медлить», «деньги никуда не делись, надо только знать, где они». Люди просто сыплют терминами «рецессия», «дефляция», NASDAQ, не понимая их сути. Легко представить такого человека — с горящими глазами, с двумя мобильными телефонами — в постоянных переговорах. Он куда-то ездит, о чем-то договаривается, следит за котировками. Такая активность — это реакция на диффузную тревогу, которая буквально разлита в атмосфере. Попытка справиться с тревогой приводит к активным лихорадочным действиям, заменяющим основную осмысленную и продуктивную деятельность человека. Но импульсивные действия не только не снижают тревогу, но и уводят от реальных дел и могут принести финансовый вред и глубокое разочарование.
Недавно по радио в прямом эфире женщина из небольшого провинциального города с гордостью рассказала, что она сейчас хранит свои деньги в долларах, евро, фунтах стерлингов и иенах. Можно представить, какую активность ей пришлось проявить, для того чтобы перевести свои скромные сбережения в иены и «сформировать свой портфель».
Псевдоконтроль. Ощущая собственную беспомощность и растерянность в нестабильной ситуации кризиса, человек начинает усиленно контролировать ее несущественные элементы, на которые он способен повлиять. Ему хочется думать, что все в его руках, все под контролем. От него можно услышать: «оптимизация расходов», «режим жесткой экономии», «повышение эффективности». Все вроде бы звучит разумно, но выливается в такие ситуации, когда руководитель обязывает сотрудников печатать презентационные материалы на двух сторонах листа, приносить в офис туалетную бумагу, мыло, салфетки, самим покупать кофе и чай. А дома глава семьи запрещает покупать дорогой французский хлеб и включать свет, пока не стемнеет. Такие «антикризисные меры» сразу приносят людям массу ощутимых неудобств, но не приводят к значимому сокращению расходов. Это как тушить большой пожар игрушечным ведерком.
Мелочный псевдоконтроль совершенно неконструктивен: вместо того чтобы снизить накал ситуации, человек своими распоряжениями только добавляет раздражения и тревоги и на работе, и в семье. А какие-то конкретные шаги, которые могут действительно привести к реальному снижению расходов и, главное, повышению доходов, не предпринимаются.
Перевод стрелок. Не справляясь с ситуацией и не желая брать на себя ответственность за происходящее, человек начинает искать виноватых в том, что с ним происходит. Он защищается: не я источник этой ситуации, а значит, я ничего не могу сделать. Что в данном случае можно услышать? «Американцы специально довели мир до кризиса и обвалили экономику», «это наш начальник распугал всех клиентов», «семья виновата в том, что меня уволили!».
Пример из жизни. Муж подал на развод, обвиняя жену в том, что он вложил все свои сбережения в акции крупной компании. Он уверен, что она довела семью до разорения, так как постоянно хвалила рекламу этой компании.
Другое проявление перекладывания ответственности — поиск защитника, спасителя, того, кто может разрулить твою ситуацию, заплатить по кредиту, отсрочить ипотеку и вообще решить за тебя твои проблемы.
Все мы порой ведем себя подобным образом. Мы можем что-то отрицать и игнорировать, и это помогает нам пережить сложные ситуации. Мы можем проявлять чрезмерную активность, делать то, что по-настоящему ситуацию не исправит, но на время отвлекает от проблем. Мы можем концентрироваться на мелочах, потому что сделать это проще, чем решать значимые задачи. И конечно, иногда полезно думать, что не ты виноват в этой ситуации, а кто-то другой, ведь нельзя нести ответственность буквально за все. Не случайно эти модели поведения называются защитными механизмами. Они помогают нам в сложное время стабилизировать свое состояние, предохраняют от «перегрева», дают передышку. Но если они становятся для нас основными, то могут стать опасными, ведь восприятие реальности искажается. И забираясь в норку, чтобы отсидеться, рискуешь попасть в капкан.
Как не попасть в ловушку?!
Первое, что надо сделать, для того чтобы выйти из кризиса с наименьшими потерями, — принять ситуацию. Признать, что кризис есть, и не отрицать его.
Второе — принять на себя ответственность за то, что происходит именно с тобой, ведь плоха как полная безответственность, так и чрезмерная ответственность, когда берешь на себя больше, чем можешь сделать. Нужно рассчитывать свои силы и концентрировать все свои ресурсы на том, что ты реально можешь изменить, и не тратить их на то, что изменить не можешь.
Третье — нужно выделить главное, расставить приоритеты. Как в любой сложной ситуации, важно понять, что следует делать в первую очередь, а не оправдывать свое бездействие недостатком информации и необходимостью дальнейшего анализа.
Четвертое — заниматься своим делом, вкладываться в него, делать то же, что и раньше, тогда тревога снижается, и даже в большей степени, чем если пытаться снизить ее какими-то специальными способами. Полезна будет даже некоторая ритуальность в действиях: встаешь, делаешь зарядку, приводишь себя в порядок, выходишь из дома. Для кризисной ситуации девизом может быть фраза «Делай, что должно, а дальше будь что будет». Когда сложно, надо поддерживать себя каркасом привычных дел. Так, женщина, пережившая во времена репрессий арест мужа и ссылку с двумя маленькими детьми, на вопрос, что помогло ей выстоять, ответила: «Я всегда переодевалась к обеду, хотя обед был не всегда». Такой человек излучает определенное спокойствие, создает вокруг себя атмосферу стабильности и надежности.
Источник: Трудоустройство в России - работа без ограничения по возрасту
Пятое — важно понимать, что этот кризис не первый и, к сожалению, не последний. Мы все переживали сложные моменты, и у каждого есть свои стратегии поведения, которые помогли достойно справиться с трудностями. Нужно найти ту силу, которая есть у каждого, для того чтобы проблемы превратить в задачи и решить их свойственными именно нам способами, не теряя веру в себя и опираясь на свою систему ценностей.