Денис Терехов, «Социальные сети»: «Cегодня не очень понятно, где заканчивается журналист и начинается блогер. И нужно, скорее, оценивать, умеет ли человек правильно разговаривать - шершавым языком пресс-релиза или неформальным языком «котиков» в Facebook»
Денис Терехов в 2008 году вместе с партнерами создал агентство «Социальные Сети». Агентство специализируется на разработке и реализации комплексных решений по позиционированию и продвижению брендов, персоналий, товаров, услуг, тем и смыслов в социальных сетях Интернета, блогосфере, Интернет-СМИ. Закончил Вятский государственный гуманитарный университет по специальности «Реклама», второе образование в Санкт-Петербурге по специальности «Связи с общественностью».
Порталу Денис ответил на вопросы о работе коммуникационного агентства в Social Media, о стратегиях развития агентства и возможностях карьеры для специалистов по рекламным кампаниям в социальных сетях.
В своем FB агентство сообщило, что в медиарейтинге PR-агентств, который компания "Медиалогия" готовит для АКОС, "Социальные Сети" заняли 1-е место. Как Вы конкурируете с китами рынка? По каким критериям выигрываете?
Знаете, я чуть ли не по два раза в день раздаю интервью. Многие считают, что пиар - это рассылать пресс-релизы по огромному количеству релизоприемников, а мне кажется, что для коммуникационного агентства самый правильный пиар - это когда спикеры агентства комментируют новости рынка. То есть, они должны рассказывать не про то, как они организовали очередную выставку, а про то, что они думают о том, что происходит на рынке. И когда журналисты думают, кому позвонить за комментариями по теме пиара или в нашем случае - интернет-пиара, то хорошо, когда сразу возникает, условно говоря, моя фамилия.
То есть, Ваше конкурентное преимущество состоит в том, что Вы сами активно занимаетесь пиаром?
Я все время снимаю трубку телефона, даже если мне звонят с незнакомых номеров.
А по каким критериям агентство выигрывает?
Эту историю надо поделить на две части. Первое - позиционирование агентства среди других агентств, “в тусовке”, второе - позиционирование агентства среди клиентов. В тусовке медиарейтинг - чуть ли не главное. Не без гордости отмечу, что каждый раз, когда мы занимаем верхние позиции, это вызывает некоторую болезненную реакцию среди некоторых коллег, особенно среди тех, кто на рынке давно. Если же говорить о клиентах, то мне кажется, им вообще не важно, сколько раз интервью дает тот или иной руководитель PR-агентства. Клиентов не волнуют какие-то абстрактные рейтинги креативности, награды, и мы знаем, что приличные премии можно пересчитать по пальцам одной руки. Клиентов волнуют отзывы других клиентов. И если ты стараешься быть крутым и в тусовке, и для клиентов, то это сделать крайне сложно. Мне кажется, что в пиаре важную роль играют рекомендации и твое личное позиционирование на ключевых мероприятиях.
Вы стартовали в кризисном, 2008 году - как вашей компании удалось пережить это нелегкое время?
В нашем случае кризис, скорее, даже помог, потому что все стали сокращать бюджеты на классические коммуникации и искать, где бы сэкономить, и интернет тогда казался хорошим выходом. Это сейчас понятно, что цены на продвижение в интернете сопоставимы с ценами в газетах и даже на ТВ. Но в 2008 году всем казалось, что интернет и социальные медиа - это хороший способ сэкономить, и мы строили тогда нашу стратегию продаж на том, что если нет денег на телевизор - нужно идти в интернет.
Расскажите о команде вашего агентства.
Сейчас в московском офисе работает порядка 80 человек. Есть бэк-офис в Красноярске, куда мы вынесли весь мониторинг. Туда постепенно выносим все, что не касается непосредственно общения с клиентами. Там сейчас работает около 20 человек. И еще мы открыли фронт-офис в Краснодаре. Это такая титульная история - у нас есть партнер Алексей Гусак, задача которого - привлекать клиентов, а мы выступаем экспертизой, брендом, бэк-офисом. Мы сейчас там находимся в стадии формирования портфеля клиентов, после чего в краснодарский офис физически будут набираться люди. Мы до последнего года относили себя к семейному, бутиковому бизнесу, несмотря на его масштабы, и старались искать людей по рекомендациям, по знакомствам, почти не брали людей непосредственно с рынка. Но потом поняли, что тут существует проблема - когда человек надежный, свой, но, к сожалению, непрофессиональный. И сейчас мы взяли курс на обновление кадров. Раньше мы публиковали вакансии, в основном, для того, чтобы посмотреть на людей. А вот сейчас у нас довольно много людей, которые пришли с улицы, которых нам никто не советовал. HR-службы как таковой у нас пока нет - профессиональные аккаунты на профильных ресурсах обслуживает каждое подразделение самостоятельно. У нас очень маленькая ротация кадров. Были случаи, когда люди возвращались - мы всегда даем второй шанс.
Как вообще оцениваете сегодняшнее состояние рынка специалистов Social Media?
Мне кажется, рынок Social Media чудовищно перегрет. Те люди, которые называют себя соискателями, часто не очень адекватно к себе относятся. Если мы можем найти вполне пристойного специалиста по классическим коммуникациям в бюджете 40-60 тыс. рублей, то люди на вакансию специалиста по digital-коммуникациям, не имеющие пока ни опыта, ни соответствующего образования, грубо говоря, школьники, рассчитывают на 100 тысяч. Потому что больших агентств, наверное, штук пять, средних - штук 15, маленьких - около ста, но еще существует 250 тысяч студентов. Поэтому на этом рынке никогда не будет картельного сговора. Никогда не понимаешь весь объем этого рынка. Кроме того, сегодня не очень понятно, где заканчивается журналист и начинается блогер. И нужно, скорее, оценивать, умеет ли человек правильно разговаривать - шершавым языком пресс-релиза или неформальным языком «котиков» в Facebook. Мне кажется, что если человек умеет разговаривать, то научить его постить в Facebook проще, чем человека, который отлично постит в Facebook, научить писать по-русски. Также есть проблема стандартизации рынка. Не очень понятно, кого как называть. Мы до сих пор не договорились о терминологии. И в силу разроненности рынка это очень сложно.
Даже при такой разрозненности, существуют ли дефицитные специалисты, найти которых - всегда проблема?
Я думаю, что нет проблемы найти большого начальника и мелкого исполнителя. Проблема с неким «офицерским составом». То есть, сложности со старшими аккаунт-менеджерами или аккаунт-директорами. Есть еще один важный момент - карьерный рост, на который расчитывает соискатель. В большой корпорации сделать карьеру проще. А в маленькой компании ты лишний раз подумаешь - повышать ли человека. Потому что он может быть хорошим менеджером, но будет плохим директором. Сложно найти человека, который готов на должности менеджера просидеть 5-6 лет. Все же привыкли, что они приходят, через год их повысили, потом еще… В принципе, карьерная лестница в агентском бизнесе не очень велика. Ассистент, аккаунт, аккаунт-директор, можно, конечно, придумать искусственно какого-нибудь заместителя генерального директора - но это же смешно. Когда мы только начинали бизнес, мы с коллегами шутили, что у нас в агентстве кроме моей у всех сотрудников должности: или секретарь, или заместитель генерального директора.
Работаете ли Вы с фрилансерами, и какие особенности менеджмента нужно учитывать, имея дело с фрилансером?
Мы довольно всеядны, все, что мы можем сделать внутри - мы делаем внутри. Собственно, причина создания бэк-офиса в Красноярске - это попытка избавиться от внештатников. Не потому что они нас не устраивают. А потому что внештатник за каждую операцию хочет денег. Иногда бывает так, что внештатник «на круг» получает больше штатного сотрудника. Поэтому, когда набирается достаточное количество контрактов, проще мелкую работу аутсорсить внутри. Красноярский офис – это и есть своего рода внутренний аутсорс. Главная задача в управлении удаленным офисом - это, прежде всего, найти хорошего управленца на месте, за которым не нужно перепроверять каждое его действие.
Рынок Social Media развивается. Как Вы планируете развитие Вашей компании?
Наше развитие - это, во-первых, технологии, во-вторых - экспансия. Я думаю, что логика развития - находить сильных партнеров в регионах, которые занимаются продажами, а мы туда отправляем технологию. Мы активно смотрим на зарубежные рынки. Те технологические наработки, которые у нас есть масштабируются и на глобальный рынок, и мы думаем о том, что, может быть, попытаться создать офис за рубежом. Я уверен, что через два-три года, если у тебя не будет какого-нибудь продукта, который ты можешь продавать клиентам, только на услугах ты не выедешь.
С дипломами каких вузов Вы предпочитаете брать на работу специалистов? Существуют ли в компании возможности для получения дополнительного образования?
Если человек умеет грамотно и хорошо разговаривать на русском языке, то не имеет значения, какое у него образование. Я не верю, что есть образование, которое не научит человека разговаривать и быть хорошим коммуникатором. Если говорить про высшее образование, то я считаю, что человек должен обладать фундаментальными знаниями – историк, филолог, математик. А вот научить его постить в Facebook или писать пресс-релизы - поверьте, не сложно. Это я говорю, конечно, про менеджерскую работу, про аккаунтов. Конечно, у нас есть собственная команда разработчиков - технарей. Понятно, что это другая история. Но если говорить про общение с клиентами - это, конечно, должен быть в первую очередь хороший коммуникатор - человек, который по-настоящему умеет разговаривать. Я не верю, что можно взять на работу человека, который умеет все. Потому что либо этот человек будет слишком дорого стоить, либо ему очень быстро надоест всем этим заниматься, и он куда-то сбежит. Поэтому, проще, все-таки, растить людей у себя внутри.Мы организовали в агентстве, как мы это гордо называем, корпоративный университет. В нем два вида лекторов. Первые – это наши сотрудники, которые делятся с коллегами теми знаниями, которые у них есть. Кто-то лучше всех умеет работать в Excel, кто-то эксперт по Google.Doc. Это оказывается крайне полезно. Вторая честь лекторов – это внешние люди, которые проводят мастер-классы. Я зову, в первую очередь, своих друзей – руководителей других PR-агентств, PR-директоров крупных компаний. Они рассказывают честные вещи о том, что они думают о профессии, что клиенты ждут от агентства. Закрытый и очень честный диалог. И это дает не только практические навыки, но еще и приободряет сотрудников – вот, к нам приехал большой человек, которого я до этого только по телевизору видел. Мы уже провели около 10 таких встреч и думаю, что после Нового года продолжим.
И традиционный вопрос. Какие, на Ваш взгляд - фильмы, книги, интернет-ресурсы могут быть полезны тем, кто работает в Social Media рекламе?
Источник: RUSMARKET.NET - бесплатный маркетплейс
Для очень многих людей в том числе для меня, лента в Facebook заменила очень многие сайты. Она с точки понимания профессии, индустрии оказывается куда полезнее, чем миллионы других сайтов. Но если говорить о ресурсах, то Roem.ru, «Цукерерг позвонит», Adme - мне кажется, самые релевантные сайты для людей, интересующихся коммуникациями в social media. Они дают представление о том, что происходит в отрасли. С книгами - другая история. Почему, например, я не пишу никаких книг, хотя и обладаю достаточно большой экспертизой в этой области - коммуникации в social media так быстро меняются, что книга потеряет свою актуальность, как только вы закончите рукопись, и я не утрирую. Поэтому я, скорее, говорил бы про электронные издания. А что касается фильмов - мне кажется, что мы учимся коммуницировать, когда читаем и смотрим какие-то вещи, не связанные напрямую с профессией. У меня, например, есть ряд фильмов, никак не связанных с PRом, просто я через них узнаю мир, узнаю жизнь. И они, скорее, для общего развития. Так что специальных каких-то фильмов нет. Я всем советую перечитать Толстого и Достоевского. Это принесет гораздо больше пользы, чем чтение книг о том, как надо писать в интернете.