Андрей Димитров: «В сфере цифрового ТВ все также востребованы сценаристы, редакторы, продюсеры, менеджеры продаж и управления ресурсами»
Андрей Димитров. Окончил Севастопольский государственный технический университет по специальности «инженер», имеет степень MBA The Fuqua School of Business Университета Дьюка (Duke University) (США). Работа: 2003–2007 гг. - директор по дистрибуции и собственным станциям телеканала MTV Россия. В 1999–2003 гг. - заместитель директора по развитию сети телеканала CТС. Далее - генеральный директор канала «МУЗ». В настоящее время - генеральный директор канала «Ю».
Андрей, какие изменения в работе электронных СМИ в связи с цифровыми технологиями Вы хотели бы выделить особо?
Очевидно изменение модели медиабизнеса - все больше на первый план выходит контентная экспертиза. И, если раньше принципиально было иметь доступ к эфирным сетям (а лучше ими владеть), то теперь гораздо важней уметь произвести интересный контент и продать его зрителю.
Как традиционные профессии в телевидении и радио изменились в связи с цифровыми технологиями?
Все упрощается. Сильно упростился процесс закупки и транспортировки контента: вместо перемещения физических носителей в пространстве (часто через большие расстояния и множество государственных границ) появилась возможность делать все нажатием кнопки на компьютере. Это упрощение коснулось всех эфирных профессий. Даже студия эфирного выпуска – это уже просто, по большому счету, компьютер (в отличие от «вышедших на пенсию» аналоговых студий с их громоздкими магнитофонами для бетакам-кассет и большим количеством обслуживающего персонала). По большому счету, новые технологии - это всего лишь удобный инструмент, которым легко можно овладеть. Главная ценность людей, работающих на выпуске, это внимательность, высочайшей степени ответственность и дисциплина. А с этим у нас всегда был полный порядок – это как раз тот самый случай, когда очень опытный персонал быстро адаптировался к цифровым реалиям.
Появились ли совершенно новые профессии?
Очевидно, что появляются новые профессии, связанные с Digital-производством и маркетингом – в общем, все то, что происходит сейчас в интернете в части потребления медиа. Мы все пытаемся понять, как с этим работать, но, справедливости ради, людей, которые могут адаптировать телевизионный контент для интернета, пока мало. Все, что сейчас успешно работает и на ТВ, и в интернете – скорее случайность. В этом смысле новых профессий не появится – также будут востребованы продюсеры, сценаристы, редакторы и другие специалисты, но только с лучшим чутьем к интернет-форматам.
А откуда эти специалисты будут вырастать? Кто-то сейчас их готовит?
Пока время самоучек в этой сфере. Может быть, это даже хорошо, потому что у них нет багажа традиционных медиа, и они мыслят иначе.
Как Вы планируете обучать своих сотрудников?
Пока это все очень кустарно. Сложно найти специально обученного человека в области цифровых медиа... Ну, кто-то где-то поработал, чему-то научился. Можно, конечно, пригласить западных специалистов, заплатить им денег, но существует еще один важный вопрос – как монетизировать все эти усилия? Дело в том, что сейчас все, что мы делаем в интернете, это пока не бизнес. В большинстве случаев это лишь затраты, все работают на будущее, и ты не можешь сказать, когда эти деньги вернутся. Сейчас создается ажиотаж вокруг Digital-направления, но пока мало кто может похвастать работающей бизнес-моделью.
Назовите 5 профессий, наиболее востребованных и перспективных для цифровых электронных СМИ в ближайшие пять лет.
Сценаристы, редакторы, продюсеры, менеджеры продаж и управления ресурсами. Я не верю в то, что вдруг суть создания контента изменится. Поменяются методы, поменяются отдельные сегменты. Но в целом – этот мир не поменяется. То есть, будут востребованы все профессии телепроизводства, что есть в традиционных медиа. Но люди должны будут обладать немного другими навыками, и способностью к намного более быстрой профессиональной реакции на запросы аудитории. В интернете говорить о том, что, если ты занял какую–то нишу, то можешь жить спокойно хотя бы полгода-год – нельзя. В интернете все по-другому – интерес к чему-либо может возникнуть за один день, достичь сумасшедшего пика за пару недель и так же за пару недель исчезнуть навсегда. Скорость смены ориентиров и звезд колоссальная. И исследовать природу этой интернет-популярности сегодня крайне нелегко.
Какие-то вузы уже готовят или планируют подготовку специалистов производства контента для интернета?
Я не слышал о таком. У нас даже нет заведений, которые бы готовили кадры для телевидения. Никто, например, не готовит ни актеров сериалов, ни сценаристов телевизионных форматов, ни продюсеров. У нас по-прежнему профильные учебные заведения готовят либо для театра, либо для кино, а это про другое – телевидение гораздо технологичнее, и тут требуются другие навыки. Мы уже давно занимаемся разработкой сценарных проектов, и когда сам начинаешь погружаться во всю эту кухню, то ощущаешь колоссальную нехватку профессионалов, которые умеют делать качественный телевизионный продукт (особенно сценарный). В идеале, было бы здорово, если бы уже сегодня у практикующих профессионалов появился интерес к передаче своего опыта подрастающему поколению в виде преподавания в высших профильных заведениях.
Какие еще изменения на рынке труда электронных СМИ в связи с цифровыми технологиями Вы можете прогнозировать?
Трудно сказать. Принципиально я не верю в то, что вдруг цифровые медиа изменят суть создания контента.
Источник: Работа в России - самая высокооплачиваемая работа
Традиционные вопросы. Расскажите о своей истории успеха и карьеры.
Я начинал в 1996 году с должности монтажера на канале 2х2, одном из первых в России коммерческих каналов. Мне повезло, что я туда попал и очень полюбил телевидение, был очарован его магией (и даже то, что часто работал по ночам, добавляло романтики). Тогда коммерческое телевидение только набирало обороты, и я рос вместе с ним, очень много учился и трудился. В общем, ничего нового, стечение двух обстоятельств – удача и трудолюбие.
Можете дать совет начинающим карьеру в медиа?
Нужно любить то, что делаешь и делать то, что любишь.