Александр Митта: «Главными людьми кинематографа становятся не режиссеры, не звезды, а именно сценаристы – люди, которые способны придумать историю, увлекающую зрителя»
А.Н. Митта родился 28 марта 1933 года в Москве. В 1955 году он окончил архитектурный факультет МИСИ, где его учителем был великий архитектор-конструктивист Константин Мельников. В 1960 году окончил режиссерский факультет ВГИКа, курс Михаила Ромма. В кино режиссер дебютировал в 1961 году, поставив на киностудии «Мосфильм», вместе с Алексеем Салтыковым, дипломную полнометражную ленту «Друг мой, Колька!». Мировую известность Александру Митте принес фильм «Звонят, откройте дверь» (1966), удостоенный Гран-при «Золотой лев святого Марка» на международном кинофестивале детских фильмов в Венеции.
Александр Наумович Митта - знаменитый режиссер, гордость отечественного кинематографа, ответил на вопросы портала о работе в кино, о сценаристах, продюсерах, режиссерах, операторах – профессиях и профессионалах кинопроизводства, от которых зависит успех кинокартины, а также о своей школе, где учат профессиональной работе в кино.
Александр Наумович, расскажите, пожалуйста, о Вашей школе кинопроизводства. На кого рассчитаны курсы - на людей, которые уже имеют профессию и хотят повысить свою квалификацию, или на новичков без специального образования?
Мой курс жестко ориентирован на людей, которые хотят начать профессиональную работу в кино. Мы даем им информацию о том, что такое структурное мышление в сценарии, поскольку сценарий и драма вообще рассчитаны на то, чтобы зрители вовлекались в круг идей драматурга и режиссера. Главная цель - чтобы внимание зрителя не падало, а росло.
Правда, получается так, что на курсы приходит почти две трети и иногда даже больше людей, которые только хотят начать писать, снимать, но еще никогда этого не делали. И это нормальная ситуация. Самый знаменитый педагог, который читает такой курс во всем мире, Роберт Макки, говорит, что у него обычно всегда половина слушателей – это люди, не имеющие специального образования, которых просто интересует драматическое мышление.
Но отсутствие академического образования абсолютно не мешает, наоборот, в нашем академическом образовании такие знания не даются ни в какой мере. Мы говорим на курсах о том, что известно всему миру, кроме нашей страны. В России в основе обучения продолжает оставаться интуитивный метод.
Какие профессии в отрасли производства кино сейчас наиболее востребованы? Каких специалистов не хватает? Возможно, появляются новые, которым не обучают в академических вузах?
Не хватает сценаристов, и их уровень значительно ниже профессионального уровня, скажем, американского кино. В Америке сейчас сценаристы выходят на первое место, они становятся главными людьми кинематографа. Не режиссеры, не артисты, а именно сценаристы – люди, которые способны придумать историю, увлекающую зрителя. У сценаристов самые большие гонорары, и они двигают вперед кинопроцесс. Это совершенно новое явление, лет 8-10 тому назад такого в мире не было. Особенно это касается сериалов. Успешные сериалы, которые пишут толковые сценаристы, снимают по несколько сезонов, их формат продается в другие страны, адаптируется.
В академическом вузе получить такую специализацию практически невозможно?
В России – нет. У нас пока остается традиционное обучение, такое монологическое образование. Режиссер, который ведет курс, один пестует студентов. Мы обучались именно таким образом. И 50-60 лет тому назад это было очень полезно и важно. Такой способ обучения действительно приводил к хорошему результату. Потому что мастер как бы оберегал нас, защищал, и кроме как от него, ниоткуда нельзя было услышать каких-то важных вещей. Нас учили Михаил Ильич Ромм, Сергей Аполлинариевич Герасимов, Александр Петрович Довженко, Александр Лукич Птушко. Очень крупные личности, яркие, серьезные. А сейчас информации гораздо больше, чем человек может воспринять, надо уметь ее выбирать. Практически одними статьями в интернете можно набрать полный курс обучения, если ты правильно понимаешь, что нужно взять.
Во всем мире другой способ обучения. Каждый профессионал учит тому, что умеет и знает лучше. Со студентами работают режиссеры,которые имеют успех на рынке последние два-три года, они понимают, как сегодня наладить связь со зрителями, а ведь характер этой связи меняется очень быстро. В начале нашего творческого пути не было такого обилия жанров, и мы рассчитывали на то, чтобы потрясти зрителя эмоционально, довести до состояния катарсиса, как говорили древние греки. Сегодня максимум, на что можно рассчитывать – это эмоциональное внимание.
Есть ли профессии, которые становятся не актуальными в связи с такими переменами на кинорынке?
Устаревают не профессии, а знания по этой профессии. Например, пленка, про которую два-три года тому назад говорили, что она будет вечная, стремительно уступает свои позиции цифре. Цифровое изображение по всем статьям начинает обгонять пленку. Оно более чувствительно, манипулятивно, с ним можно делать больше разных превращений. Конечно, это новые умения, новые знания, новые подробности профессии.
И у режиссеров тоже все меняется. Если раньше главные силы режиссер тратил на то, чтобы сделать изображение предельно жизненным, чтоб люди поверили в правду существования того, что происходит на экране, то сейчас кино разделилось на множество жанров. И жанровый взгляд изменился – совсем недавно это был способ создания развлекательного кино, а сегодня это метод создания концептуального видения.
Каковы, на Ваш взгляд, основные кадровые проблемы кинопроизводства сегодня?
С продюсерами большая проблема. В Гамбургском университете, где я преподавал, на отделение продюсеров брали только людей с университетским образованием. Люди, которые собирают команду, определяют, что будет сниматься, зачем и для кого, это самые культурные люди, и в значительной степени от них пошло возрождение немецкого кино. У нас можно по пальцам пересчитать таких продюсеров, профессионалов очень мало.
Еще одна проблема – некому налаживать контакт со зрителями. Нет возможности показать российскую картину широкому кругу зрителей, и это губит все остальное. Сегодня просто снять картину – это значит выбросить деньги на ветер. Нет достаточной раскрутки, считанные фильмы имеют ту рекламную кампанию, которой они достойны. Должны быть люди и индустрия, которая разрабатывает стратегии продвижения фильма, но у нас пока ее нет.
Несмотря на это, люди, которые создают кино, у нас достаточно профессиональны. Русские операторы неплохо смотрятся на мировом уровне. Звукооператоры достаточно хороши. Технический персонал значительно лучше прежнего, вторые режиссеры, ассистенты. С ними можно работать и они лучше тех, которые были раньше.
Считаете ли Вы обязательным для успешной работы в кино наличие специального образования?
Если мы говорим о специальном образовании российском – нет. У продюсеров не пользуются никаким авторитетом выпускники ВГИКа и Высших режиссерских курсов, профессионалом считается тот, кто хотя бы год проучился в Америке, несколько лет во Франции, в Чехии или в Польше. Авторитет любого зарубежного образования во много раз превышает авторитет российского. Потому что в России дают возможность людям самим как-то выползать, а конкретных необходимых вещей, чтобы встать на ноги, нет. Успешные режиссеры, как правило, самоучки. Они выходят или из актеров, или из писателей.
Источник: МойМаркет.РФ - маркетплейс
Что бы Вы посоветовали тем, кто собирается связать свою судьбу с кинематографом? С чего стоит начать?
Идти работать в любую киногруппу. На самые последние позиции. И учиться прямо на площадке, на практике. Американское образование возникло из такого подхода. Десятилетиями в Америке не было никакого профессионального образования, а люди смотрели, как работают мастера, выполняли для них какие-то маленькие задачи. И эти задачи становились более сложными, и возможностей для творчества и практики становилось больше.
Какие профессиональные команды Вы считаете наиболее сильными на отечественном кинорынке?
Команды собираются на картины и распадаются. Таких команд, которые многолетним образом бы существовали, их нет.